Как уральский правовед стал советником трёх президентов?

Вениамин Яковлев (в центре) с учениками

Вениамин Яковлев (в центре) вместе со своими учениками: депутатом Госдумы РФ Павлом Крашенинниковым (первый слева от него) и заведующим кафедрой гражданского права УрГЮУ Брониславом Гонгало (справа) Фото: Елизавета Мурашова

Сегодня исполнился год, как не стало выдающегося российского юриста, советника Президента России и нашего земляка Вениамина Яковлева. В 90-е годы он создал современную российскую систему арбитражных судов и принял активное участие в разработке Гражданского кодекса РФ. На Широкореченском кладбище, где похоронен Вениамин Фёдорович, сегодня соберутся его родные, друзья и коллеги со всей России и ближнего зарубежья. Журналист «Облгазеты» пообщался с женой и дочерью Вениамина Яковлева, которые поделились малоизвестными подробностями его жизни.

В школу – на рассвете

Родился будущий патриарх российской юриспруденции в 1932 году в окрестностях города Петухово Курганской области. В небольшом селе было всего две семьи и обе – с фамилией Яковлевы. Но роднёй друг другу они не были, пока отец маленького Вены (так его называли в семье с детства) Фёдор Кузьмич не женился на его матери Домне Павловне. Они создали крепкую и большую семью с тремя детьми. Село было зажиточным: оба рода Яковлевых занимались земледелием и скотоводством, жили мирно и никогда не ссорились.

– Эта обстановка добра и любви, которую папа получал от родителей, тётушек и дядюшек, оказала большое влияние на его личность, – рассказывает «Облгазете» дочь Вениамина Фёдоровича Вера Минина. – Я хорошо помню бабушку Домну. Она никогда в жизни не повышала голос, ни с кем не ругалась и не выражала недовольства. Папа был таким же. Первое впечатление о человеке у него всегда было хорошим. И если потом ему приходилось разочаровываться, то он воспринимал это, как норму. Папа никогда не пытался переделывать людей под себя. Он и не мог быть другим, потому что так складывались обстоятельства его жизни.

Накануне Великой Отечественной войны Фёдор Кузьмич перевёз семью во Фрунзе, нынешнюю столицу Киргизии Бишкек, и вскоре ушёл на фронт, так и не вернувшись домой. Вена остался единственным мужчиной в семье.

– Как-то раз их дом попытались обворовать цыганки, – вспоминает Вера Минина. – Получилось так, что папа запустил их во двор, а потом сам же вытолкал за порог. Для него это было первое знакомство с преступниками: всем в войну было тяжело, но прийти в дом к одинокой женщине с детьми было верхом цинизма. В его детском мозгу чётко закрепилось желание побороть эту несправедливость. И он решил стать прокурором, чтобы помогать людям и защищать их права.

Путь в юриспруденцию для Вениамина Яковлева начался в Ишиме, куда его семья переехала через два года после жизни в Средней Азии. Они поселились у родственников в доме на четыре семьи. У каждой из них было минимум по трое детей, что не мешало им поддерживать хорошие отношения. 

Вена поступил в местную школу №1, где преподавали ссыльные интеллигенты из разных уголков России, воспитавшие не одно поколение известных людей. Одноклассниками Вениамина Фёдоровича были лауреат Государственной премии СССР, физик-ядерщик Леонид Огнёв, писатель-маринист Александр Плотников и ленинградский скульптор, член Союза художников СССР Всеволод Тихомолов.

– В школу Вена ходил с шести лет, и тяга к знаниям у него была сильная, – отмечает его жена Галина Ивановна. – За одну ночь он мог прочитать целую книгу, потому что ему она была интересна. Сейчас детей в школу не загонишь, а он просыпался в доме раньше всех, брал портфель и шёл на уроки. Сторож ему говорил: «Так ещё рано, сынок!». А Вена отвечал, что уже готов, садился за парту и начинал учиться.

От аспиранта до министра

Школу Вениамин Фёдорович окончил в 1949 году отличником и сразу поступил в Свердловский юридический институт (СЮИ). После зачисления ему предложили поехать на строительство спортлагеря рядом с Глубочинским водохранилищем под Полевским. Набирал команду строителей молодой аспирант Сергей Алексеев – один из будущих авторов нынешней российской Конституции. Так они и подружились.

– Папа восхищался Алексеевым. Он был высоким голубоглазым блондином, умным и начитанным, с прекрасным чувством юмора, и настоящим мужчиной, прошедшим войну. Для отца он стал кумиром на долгие годы, – признаётся Вера Минина. – Они вместе учились, преподавали, ходили в походы и всегда поддерживали друг друга.

После института Вениамин Яковлев попал по распределению в Якутск. Сначала был преподавателем, а затем директором местной юридической школы, которая готовила юристов со средним специальным образованием. Но Якутск запомнился ему не столько началом карьеры, сколько встречей с будущей женой. 

История эта полна романтики. Как-то раз после работы один из преподавателей юридической школы познакомил Вениамина Фёдоровича со своей одноклассницей Галей. Они вместе пошли на стадион смотреть футбол. Молодому директору приглянулась выпускница Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, и он стал за ней ухаживать: дарил цветы, читал стихи, говорил о звёздах, мечтал о будущем. Постепенно они сдружились, а через полтора года поженились.

– Вопрос о семье разрешился неожиданно, – рассказывает Галина Ивановна. – Была весна, мы шли по улице, и навстречу выбежал маленький якутёнок. И вдруг он запнулся, упал и закричал на всю улицу. Вена тут же подбежал, поднял его, вытащил свою рубаху из штанов, вытер ею слёзы мальчику. В тот момент я окончательно поняла, что он хороший человек, который любит детей и всегда будет проявлять заботу о них. Позднее, проходя мимо загса, мы просто зашли туда, расписались и вышли уже семьёй.

В 1956 году Вениамин Фёдорович стал старшим помощником прокурора Якутской Республики — детская мечта сбылась. Там он курировал уголовно-правовую деятельность, пока его не отправили в командировку в Свердловск. По совету вузовских преподавателей Яковлев решил идти в аспирантуру и в 1960 году вместе с женой и двумя маленькими дочками переехал в Свердловск. За 27 лет он прошёл путь от аспиранта до проректора по учебной работе СЮИ. Вениамин Фёдорович преподавал гражданское право многим известным выпускникам вуза — председателю комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству Павлу Крашенинникову, судье Конституционного суда РФ Ларисе Красавчиковой, председателю Арбитражного суда Уральского округа Ирине Решетниковой и другим государственным деятелям.

– Аналитическое мышление помогало Вениамину делать правильные выводы, а чувство неизведанного толкало к новым знаниям, – считает Галина Яковлева. – Он всегда говорил, что юридическая наука — закладка любой серьёзной профессии и никогда не помешает образованному человеку.

Президенты ему доверяли

В годы перестройки Вениамина Яковлева пригласили в Москву на должность директора Всесоюзного НИИ советского законодательства, а потом назначили министром юстиции СССР. Он понимал, что страну ждут большие перемены и хотел не допустить худшего развития событий. Однако Советский Союз распался, что стало трагедией для Вениамина Фёдоровича.

– Папа больше думал не об исторических ошибках, а о том, как улучшить жизнь людей, – говорит Вера Минина. – Когда он понимал, что от него что-то зависит, то прикладывал все усилия для разработки новых законов, в том числе Гражданского кодекса. Они должны были возникнуть вслед за новым государством и новыми проблемами.

Самым главным делом жизни Вениамина Яковлева стало создание практически с нуля системы арбитражных судов в России. С 1992 по 2005 год он занимал пост председателя Высшего арбитражного суда РФ и руководил начатой им судебной реформой. В СССР хозяйственные споры были сведены на нет в силу особенностей плановой экономики, но в эпоху рынка приобрели решающее значение для финансовой стабильности государства. Вениамин Фёдорович это понимал и сделал всё для открытости арбитражных судов: к ним у россиян до сих пор меньше всего претензий.

Вскоре на успехи Яковлева обратил внимание первый Президент России Борис Ельцин, который был знаком с ним ещё в Свердловске, и сделал его своим советником по правовой политике. По словам супруги Галины, Борис Николаевич всегда прислушивался к мнению Яковлева и доверял ему. Похожее отношение к классику российской юриспруденции было и у других президентов России. В 2005 году он стал советником Владимира Путина, а через три года перешёл на работу к Дмитрию Медведеву.

– Вся жизнь папы прошла под грифом ответственности за родных, людей и страну, – считает Вера Минина. – Он до последнего переживал за судьбу законов и государства, и этот стимул его никогда не оставлял. Наверняка он решил бы ещё не одну юридическую проблему. Но я считаю, что у него не осталось неоконченных дел.

КСТАТИ

У Вениамина Яковлева осталась большая семья. Вместе с детьми, внуками и правнуками она насчитывает около тридцати человек. Его старшая дочь Наталья Смирнова – известный российский прозаик, лауреат международных и российских литературных премий. Училась на филологическом факультете Уральского государственного университета. Её произведения публиковались в журналах «Урал», «Знамя», «Новый мир» и переведены на несколько иностранных языков. Как и Галина Ивановна, Наталья сейчас живёт в Москве. Младшая дочь Вера Минина после переезда родителей в столицу осталась в Екатеринбурге. Она пошла по стопам отца, окончив Свердловский юридический институт. До недавнего времени возглавляла Уральский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции.

МЕЖДУ ТЕМ

В 2008 году с подачи Яковлева в Москве состоялось расширенное заседание президентского Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. По словам заведующего кафедрой гражданского права УрГЮУ и ученика Яковлева Бронислава Гонгало, идея встречи была грандиозной – модернизировать Гражданский кодекс с учётом современных реалий. Юристы даже разработали проект закона о совершенствовании гражданского права, который бы разом внёс все изменения в ГК РФ. И Госдума приняла его в первом чтении, но потом законопроект раздробили на куски.

Яковлевы
Галина Яковлева с дочерью Верой часто пересматривают фотографии с Вениамином Фёдоровичем. Фото: Алексей Кунилов

Галина Яковлева
Галина Ивановна прожила вместе с Вениамином Фёдоровичем более 60 лет. Фото: Алексей Кунилов
  • Опубликовано в №129 от 24.07.2019
Областная газета Свердловской области