Из Басьянки на «пионерке»

  Галина Соловьёва
Посёлок Басьяновский, указатель

Всего около 220 км от Екатеринбурга, и нас встречает Басьянка. Фото: Галина Соловьёва

В редакцию «Облгазеты» обратились жители посёлка Басьяновский Верхнесалдинского городского округа с жалобой на проблему, которая не решается уже несколько лет. Басьяновский расположен среди торфяных болот, и поэтому шестикилометровая дорога на кладбище летом становится непроезжей. Приходится ездить по железной дороге-узкоколейке на самодельных дрезинах.

Басьяновский – бывший посёлок торфоразработчиков. История его началась в прошлом веке, когда возводимому в Нижнем Тагиле Уралвагонзаводу понадобился торф. В тридцатые годы началось строительство Басьяновского торфопредприятия, а вместе с ним и населённого пункта. В 1938 году Басьяновский уже стал рабочим посёлком, население его достигло нескольких тысяч человек. Уралвагонзавод нуждался в огромном количестве дешёвого топлива, и торф в то время устраивал предприятие больше всего. Так продолжалось и в годы войны, и в 50-е, и позднее. Позже потребителями торфа стали энергетики – например, Качканарская ТЭЦ и сельхозпредприятия, использовавшие торф как удобрение.

Председатель местного совета ветеранов, участник боевых действий в Афганистане Николай Москаев вспоминает годы расцвета Басьянки, как посёлок называют жители:

– Население было больше четырех тысяч. Была больница, две школы – средняя и вечерняя, два детских сада и ясли. Больше тысячи человек работали на Басьяновском торфопредприятии. Очень хорошим было снабжение. К примеру, в 80-е годы в области было только два кинотеатра с мягкими креслами: свердловский «Космос» и кинозал в Басьянке. Во всех остальных кинозалах Среднего Урала стояли ряды деревянных стульев.

Виды поселка Басьяновский+ выезд на кладбище на пионерке
Совет ветеранов собрался у администрации. Фото: Галина Соловьёва
Виды поселка Басьяновский+ выезд на кладбище на пионерке
Радует, что жители ещё держат скот: за углом администрации отдыхает пара коз. Фото: Галина Соловьёва

У местной администрации собрался народ: женщины из совета ветеранов жалуются, что посёлок угасает: от больницы остался ФАП с двумя медсёстрами и регистратором, почта и отделение Сбербанка практически закрыты: сейчас туда на пару часов в день приезжают сотрудники из Нижнего Тагила.

Сейчас в Басьянке по месту жительства зарегистрированы около полутора тысяч человек. Но не все, конечно, проживают по месту регистрации, многие живут и работают в Екатеринбурге, в Верхней и Нижней Салде.

Басьянка выглядит пасторально: мягкая зелёная трава-мурава, полевые цветы, широкие улицы. За углом администрации отдыхает пара коз. Нас с фотографом Галиной ведут показывать основное транспортное средство здешних мест: самодельную дрезину – «пионерку». Транспорт больше всего напоминает верстак на колёсах. К нему приделан мотор от мотоцикла.

Виды поселка Басьяновский+ выезд на кладбище на пионерке
Самодельная дрезина – «пионерка» – основной транспорт среди торфяных болот. Фото: Галина Соловьёва

На конечной станции узкоколейки ржавеют вагоны тепловоза, который ещё недавно возил пассажиров по узкоколейке, и платформа, на которой, по словам местных, возят гробы на кладбище.

Вообще, узкоколейка в Басьянке – это не только дорога до кладбища, это транспортная артерия и для торфоразработчиков, и для охотников, и для рыбаков, и даже для археологов. Нас усаживают на «пионерку», друг Николая Москаева и владелец транспортного средства Сергей Кочергин заводит мотор, и мы едем! «Пионерку» мотает в разные стороны; чтобы не свалиться, нам предложили держаться за деревянный настил дрезины, засунув пальцы в щели между досок, где-то внизу бодро тарахтит двигатель. Навстречу летят ветки и гнус. Ветки Николай Москаев старается аккуратно отводить на ходу, чтобы нас не задело. По дороге провожатые вручную переводят стрелки и даже переносят дрезину с одной колеи на другую. Шутки уральских мужиков, прямо скажем, бодрят:

– Слышь, Коль, а это не медведь прошёл?

– Не, это археологи!

Или ещё:

– Это не тепловоз с торфом навстречу?

– Вроде нет…

Спрашиваю, что они делают, если впереди покажется тепловоз:

– А мы прыгаем…

Виды поселка Басьяновский+ выезд на кладбище на пионерке
Вы видите рельсы? А они тут есть… Для Николая Москаева (слева) и Сергея Кочергина такие поездки давно вошли в привычку. Фото: Галина Соловьёва

По дороге пару раз останавливаемся, идём смотреть «зимник» – грунтовую дорогу, по которой можно ездить до кладбища зимой. Грунтовку промораживают, и тогда по ней могут идти даже грузовики. Поскольку басьяновцы не один раз жаловались на свои дорожные проблемы, для них в этом году администрацией муниципалитета, в состав которого входит посёлок, – Верхнесалдинского городского округа – был закуплен вездеход. Стоимость его – шесть миллионов рублей.

– Лучше хотя бы один миллион жителям дали, – в сердцах говорят наши провожатые. – Мы бы сами дорогу отсыпали.

Рассказывают, что вездеход проехал по дороге один раз, потом провалился в болото. Его вытянули, но вот уже пару месяцев он стоит на приколе. Транспорт оказался неновым и посыпался. Теперь администрация муниципалитета пытается его вернуть продавцу и получить взамен новый.

Мы доезжаем до кладбища. Оно всё заросшее и пустынное. Рядом с ним на узкоколейке стоит ещё одна «пионерка» – семья приехала навестить умерших. Нас угощают конфетами. Спрашиваю, кого помянуть. Отвечают, Ирину Дмитриевну.

– Здесь хоронили, начиная с 30-х годов, – говорит Николай Москаев. – У меня все старшие родственники здесь похоронены. Здесь и участники войны лежат, и два «афганца». Всего за всё время здесь похоронили больше четырёх с половиной тысяч человек. Поэтому жители и держатся за родные могилы, хотят и ездить навещать, и чтобы самим здесь лечь. А нам предлагают хоронить покойников на кладбищах Верхней или Нижней Салды. Последние захоронения на басьяновском кладбище сделаны в декабре прошлого года, когда можно было добраться до него по грунтовой дороге.

Глава администрации посёлка Басьяновский Анатолий Ерёмин
Глава администрации посёлка Басьяновский Анатолий Ерёмин утверждает, что дорога до кладбища потребует не менее 100 млн рублей вложений. Фото: Галина Соловьёва

Глава администрации посёлка Басьяновский Анатолий Ерёмин так прокомментировал «Облгазете» сложившуюся ситуацию:

– Во-первых, Басьяновское кладбище официально не узаконено: землю под него отвели распоряжением сельсовета ещё в 30-е годы, но документы отсутствуют. Жителям предложено хоронить покойников в Верхней и Нижней Салде. Узкоколейка находится в очень плохом состоянии, поэтому поезд для жителей пустить по ней я не рискну. А для ремонта грунтовой дороги потребуется не менее 100 млн рублей. Таких денег у муниципалитета нет.

Виды поселка Басьяновский+ выезд на кладбище на пионерке
Николай Москаев показывает, как выглядит непроезжий участок грунтовой дороги на кладбище. Фото: Галина Соловьёва
Виды поселка Басьяновский+ выезд на кладбище на пионерке
Попытка узнать глубину бездорожья. Фото: Галина Соловьёва
Виды поселка Басьяновский+ выезд на кладбище на пионерке
Так выглядит кладбище в Басьянке, на котором больше четырёх с половиной тысяч захоронений. Фото: Галина Соловьёва
  • Опубликовано в №136 от 02.08.2019 
Областная газета Свердловской области