– Здесь в основном заняты инвалиды, но объёмы производства резко сократились, уменьшилось и количество работающих, – показывает гостям участок по производству папок и скоросшивателей генеральный директор ООО ЕК «Гофротек» Людмила Бобкова. – Раньше делали 5 миллионов изделий в год, но спрос упал, и теперь только один миллион. И папка, и скоросшиватель для нас убыточны. Убытки покрываем за счёт выпуска других видов продукции с хорошей рентабельностью. Если папок и скоросшивателей делаем на четыре миллиона рублей в год, то всей остальной – на 80 миллионов.
Сейчас на убыточном производстве работают девять инвалидов, они склоняются над каждой папкой и на ощупь вклеивают в неё тесёмки и металлические зажимы. Раньше здесь трудилось до 40 человек. Всего на «Гофротеке» занято 82 человека, 49 из них – инвалиды.
С 2012 года на предприятии ведётся масштабное техническое перевооружение, за это время оборудование обновилось практически на 90 процентов. Модернизация идёт в том числе за счёт областных грантов на техническое перевооружение: предприятие каждый год подаёт заявки на участие в этой программе и получает из областного бюджета от 15 до 20 миллионов рублей. Это позволило выпускать здесь новую востребованную на рынке продукцию: гофрированный картон, упаковочную тару из коробочного и гофрированного картона. Многие пиццерии заказывают коробки для пиццы именно на «Гофротеке».
– Мы могли бы принять на работу ещё инвалидов, если бы росли объёмы производства, а этого нет, – сетует Людмила Бобкова.
Объёмы не растут из-за высокой себестоимости продукции на таких предприятиях. Например, в трудной ситуации оказалось крупнейшее предприятие ВОС в Свердловской области – Ревдинский завод светотехнических изделий, где с трудом сохраняют рабочие места инвалидов. Тяжело приходится и другим.
– Никакой поддержки мы не получаем, единственное – субсидии на техперевооружение, а в остальном, в том числе по налогам, мы работаем как обычное предприятие, и поэтому конкурировать на рынке нам непросто. У инвалидов по закону – семичасовой рабочий день, но оплачивается он как полный, у них больше отпуск, он тоже оплачивается, все эти расходы ложатся на плечи работодателя, – говорит директор ООО «Нижнетагильское предприятие ТРИН» Ольга Абашева.
ТРИН выпускает одноразовые медицинские бахилы и капсулы из полипропилена для их упаковки. Инвалиды вручную вкладывают полиэтиленовые бахилы в капсулы. Предприятие работает со многими лечебными учреждениями, например, с Областной больницей №1, с госпиталем для ветеранов войн в Екатеринбурге. Но расширить производство тагильчанам не так просто: на рынке пользуются спросом китайские бахилы, которые на 20 процентов дешевле.
В России более 170 предприятий принадлежат ВОС, и каждый регион, где они расположены, пытается их поддержать по-своему. Многие держатся за счёт заказов РЖД, медицинских учреждений. Но в ряде регионов целенаправленно субсидируют рабочие места инвалидов: предприятиям оказывается поддержка по формированию фонда заработной платы инвалидов в размере минимальной оплаты труда, выделяется компенсация затрат на коммунальные платежи. Это объяснимо: такие фабрики выполняют социальную роль.
В результате снижается себестоимость выпускаемой продукции, удаётся конкурировать. В Свердловской области пошли по другому пути, дают не «рыбу», а «удочку» – выделяют средства на модернизацию таких производств. Но с чем столкнулись в результате этого наши предприятия: модернизация подразумевает уменьшение количества рабочих мест, в первую очередь неэффективных, то есть тех, на которых и заняты инвалиды.
– Свердловская область вложила за несколько последних лет в развитие наших предприятий десятки миллионов рублей. Всероссийское общество слепых тоже старается поддерживать свои предприятия в кризисных ситуациях, но делать это непросто: на Среднем Урале, например, не реализованы такие меры поддержки, как компенсация заработной платы, которая уже есть в 35 регионах страны. А те льготы, что предоставляет нам Налоговый кодекс, в реальности не покрывают затраты на организацию рабочих мест инвалидов, – сказал корреспонденту «Облгазеты» вице-президент ВОС Владимир Сипкин.
Кстати, бюджетная поддержка в формировании фонда заработной платы инвалидов есть в соседних регионах – Башкирии и Тюменской области. В итоге там у предприятий инвалидов получается конкурировать с крупными производителями на равных.
КОММЕНТАРИЙ
Андрей Злоказов, министр социальной политики Свердловской области:
– В регионе с 2012 года существует механизм поддержки предприятий, которые учреждены обществами инвалидов. В Свердловской области их несколько, и мы оказываем им субсидиарную поддержку на техперевооружение, модернизацию рабочих мест, чтобы эти рабочие места были современными, а выпускаемая товарная продукция была конкурентоспособной. На эту поддержку с момента действия этого механизма в области выделено почти 130 миллионов рублей.