На Урале полковник в отставке доказывает реальность существования воинского кладбища

Падшие воины

С 2015 года чиновники разного уровня отрицают существование могил с солдатами, погибшими от ран в госпиталях Свердловска. фото: Алексей Кунилов

В Екатеринбурге полковник в отставке Александр Круглов вот уже несколько лет пытается доказать реальность воинского захоронения. С 2015 года чиновники разного уровня отрицают существование могил с солдатами, погибшими от ран в госпиталях Свердловска в период Великой Отечественной войны.

О ситуации вокруг захоронения и борьбе полковника в отставке за сохранение воинского кладбища пишет «Российская газета».

Впервые заброшенное воинское захоронение в Уктусском лесопарке Александр Круглов заметил в августе 2015-го. Могилы располагались в нескольких десятках метров от правого угла тыльного забора бывшего Свердловского высшего военно-политического танко-артиллерийского училища.

«Могильные холмики, расположенные рядами, как в строю, заросшие бурьяном и окружённые мусорными свалками, на некоторых установлены треноги из арматуры с пятиконечными звездами. Никаких табличек, имён, фамилий, только с краю - деревянный крест с табличкой, на которой перечислены имена пяти офицеров и сказано, что умерли они от ран в период Великой Отечественной войны в госпиталях Свердловска», - описывает свою находку бывший военный.

В день обнаружения захоронений отставной офицер обратился к заместителю правительства Свердловской области, который на тот момент отвечал за состояние и содержание воинских захоронений (в год юбилея Великой Победы в регионе была создана соответствующая комиссия). Тогда заявление неравнодушного гражданина было перенаправлено в администрацию Екатеринбурга и в итоге осталось без ответа.

Александр Круглов не сдался и обратился на телевидение. После выхода сюжетов в регионе вновь была создана комиссия для рассмотрения данного вопроса, которая лично посетила место захоронения. Однако, несмотря на наличие могил, в комиссии вынесли вердикт, что «достоверных, документально подтверждённых сведений о захоронении на данной территории воинов нет», соответственно и местом захоронения эти могилы не признали.

За несколько лет бывший военный обращался не только в мэрию Екатеринбурга, но и в областную прокуратуру, Комитет Государственной Думы по обороне, Центральный архив военно-медицинских документов и даже Министерство обороны РФ. Единственное, чего удалось добиться за эти годы - территорию обнесли сеткой-рабицей и сгребли мусор в мешки, которые оставили там же. Уже через два года сетка пропала, а мешки остались на месте.

В канун 75-летия Великой Победы Александр Круглов возобновил попытки сохранить воинское захоронение. В сентябре 2018 года был получен ответ за подписью заместителя главы Екатеринбурга Владимира Гейко, в котором признавалось наличие сведений «о 170 военнослужащих, умерших в эвакогоспиталях №4003, №4004, №4007 в период 1941-1945 годов и захороненных в поселке Уктус».

Увековечить имена падших пообещали к 75-летию Победы на Широкореченском кладбище. При этом про место нынешнего захоронения в ответе не упоминалось.

Отметим, что, по данным издания, в двух профсоюзных домах отдыха в посёлке Уктус за годы войны было развернуто три эвакогоспиталя - №4003, №4004 и №4007. Хоронили умерших на местном кладбище Уктусское-1, часто вперемешку с гражданскими захоронениями, устанавливая временную табличку. 

Всего же в годы войны в Свердловске работало 26 эвакогоспиталей, в каждом от 200 до 2000 коек. Первый эвакогоспиталь открылся в здании школы №37 уже 23 июня 1941 года, а первый эшелон с фронтовиками пришел 12 июля.

Сколько именно солдат и офицеров скончалось в госпиталях, доподлинно неизвестно. Более того, по словам кандидата исторических наук Сергея Кускова, который занимается проблемами поиска документов о погибших в эвакогоспиталях Среднего Урала, фамилии умерших от ран и болезней в большинстве своём ещё не установлены.

Отметим, что Александра Круглова поддержали его соседи (в большинстве своём офицеры с семьями, многие из них были связаны с военно-политическим танко-артиллерийским училищем).

«На этом месте должен стоять общий памятник с перечислением имён, а городские власти обязаны оформить эту территорию как воинское захоронение, чтобы в будущем здесь не развернулась какая-нибудь стройка. Тут вопрос не в деньгах. Прежде всего совесть нужна», - цитирует издание слова подполковника в отставке Ивана Выгнанского.

Областная газета Свердловской области