«Свой» среди своих...

сцена из спектакля «Сибирь»

В жанре «моно» очень мало весёлых спектаклей. Оно и понятно: к исповедальной интонации нас тянет в трудные минуты (сцена из спектакля «Сибирь»), Театра ненормативной пластики (Санкт-Петербург) Фото: предоставлены оргкомитетом фестиваля "Свой"

Второй раз в рамках Открытого театрального фестиваля «Свой» Екатеринбург принимает моноспектакли и дуэты. Формат вроде – не эксклюзив. В России известны фестивали «Соло» (Москва), «Монофест» (Пермь), «Раз, два, три» (Новосибирск). Меж тем уже в прошлом году, едва «Свой» родился, на участие было подано около 50 заявок. А нынче аж 75. В том числе от театров дальнего зарубежья – Израиля и Финляндии.

Впервые

По замыслу организаторов фестиваля «Свой», он каждый год должен прирастать какой-то новацией. Нынче впервые проходит творческая лаборатория, где представлены эскизы спектаклей по пьесам для подростков. На драматургический конкурс поступило 35 моно- и дуэтных пьес. В шорт-лист отобраны три. Они и будут представлены в виде театральных эскизов (уже не читка пьесы, но ещё не спектакль) на площадках Объединённого музея писателей Урала. По итогам показов оргкомитет фестиваля рассмотрит возможность постановки одной из пьес на сцене Камерного театра.

Сцена из спектакля "Дурак и дурнушка" Коляда-Театра (Екатеринбург) Фото: Предоставлена оргкомитетом фестиваля "Свой"

В Камерном театре Объединённого музея писателей Урала, который придумал и реализовал идею, убеждены: каждый театр должен иметь свой фестиваль. Каждый! С этим можно спорить. Не всякий театр потянет фестиваль. Но вот сам Камерный потянул. В прошлом году «Свой» был организован (от идеи до поднятия занавеса на фестивале) за четыре месяца. Возможно, потому, что точно «выстрелили» со статусом фестиваля и его названием.

Профессионалы хорошо представляют «особость» камерного театрального жанра. Моноспектакли и театральные дуэты есть, конечно же, в афишах государственных и муниципальных театров. Но там они скорее – приятное и завидное исключение. Что ни говори, большая труппа обязывает к большим формам. Гораздо чаще моноспектакли и дуэты рождаются на сценах частных театров. Другие условия существования (а иногда и выживания), но никто не лишил людей творческого полёта, желания самореализоваться… Как бы то ни было, «Свой» принципиально открыл занавес для всех театров – федеральных, муниципальных, частных. Что, собственно, закрепили и в статусе фестиваля – Открытый.

Что же касается названия, тут тоже, получается, попали в яблочко. Местоимение «свой» по-хорошему многозначно: свой замысел, свой зритель, своя компания и учредитель, свой формат. Более того, каждый, кто попадает на фестиваль, вне зависимости от масштабов будущего успеха (Гран-при или только вежливые аплодисменты зрителей) сразу становится своим. Попадает в родную, свою атмосферу. И с чем бы ни приехал на фестиваль, в работах коллег, экспериментирующих с тем же камерным жанром, обязательно найдёт что-то своё. Видите, сколь многозначно простое притяжательное местоимение.

Кстати, экспериментируют здесь не только с жанром, но и с авторами. В кулуарах прошлого фестиваля родился почти афоризм: «KLIM KLIMом вышибает», поскольку два театра, естественно – не сговариваясь, представили спектакли одного драматурга-золотомасочника Владимира Клименко, больше известного в театральных кругах по псевдониму KLIM. А нынче в фестивальной афише два спектакля по Сэмюэлю Беккету. Тоже – случайное совпадение. Но интересно же! В искусстве, вообще, интересны варианты…

Из 75 заявок в афишу фестиваля включены 15 спектаклей (эксперты работали очень взыскательно; только один участник был поддержан единогласно, остальные прошли через жёсткие дебаты, столкновения мнений). Плюс в афише два гостя фестиваля, столичные спектакли-хедлайнеры «Я, бабушка, Илико и Илларион» (моноспектакль Георгия Иобадзе) и «Фауст. Ритуал» («Drama & Physical Theatre»), которые призваны по гамбургскому счёту представить возможности моно-жанра в смысле театрального света, мизансцен, актёрского самовыражения… Но при этом, конечно же, эксперименты с формой – дело второе. Первично – во имя чего эта форма, какой месседж-послание в неё упакован?

Надо отдать должное и экспертам (в жёстких баталиях они отбирали лучшее), и самим участникам: в малую форму авторы-постановщики закладывают большие смыслы. Во всяком случае стараются. Спектакль «Магазин» (Екатеринбург) поднимает тему мигрантов, которые покидают родину в поисках заработка, но находят ли счастье? «Я солдат. Другой формат» (Киров) – о ветеранах нынешних локальных войн, трагизм которых не меньше, чем войн глобальных, мировых. «Оля» (Тула) – монолог девочки, семья которой из соцлагеря переезжает в капстрану, и подростку надо встраиваться в другие реалии и ценности. «Сибирь» (Санкт-Петербург) – о стариках, отданных детьми в дома старчества. «Розовое платье с зелёным пояском» (Москва) – образно говоря, послесловие к чеховским «Трём сёстрам»: Наталья, эпизодическая, немного вульгарная героиня классика, вдруг оказывается, имеет свою правду в жизни…

Сцена из спектакля "Фауст. Ритуал" театра Антона Мозгалева "Drama & Physiacl" (Москва) Фото: Предоставлена оргкомитетом фестиваля "Свой"
Сцена из спектакля "Фауст. Ритуал" театра Антона Мозгалева "Drama & Physiacl" (Москва) Фото: Предоставлена оргкомитетом фестиваля "Свой"

Тет-а-тет со зрителем

Ирина ЕВДОКИМОВА, директор Объединённого музея писателей Урала, директор Открытого театрального фестиваля «Свой»:

– Моноспектакль (либо театральный дуэт) – высший пилотаж в сценическом искусстве. Полтора часа на сцене один человек должен удерживать внимание зрителей. Это испытание для драматурга и режиссёра. Для актёра – вдвойне. Не слукавишь. Не спрячешься за партнёра или в кулису. Мощный инструмент концентрированного самовыражения дарован не каждому.И ошибочно думать, будто моноспектакль рождается от скромных возможностей театра (в смысле площадки или труппы). Вот у «Коляда-театра» всё есть. Но много лет здесь идёт «Долорес Клейборн», где актриса Вера Цвиткис разыгрывает судьбы нескольких героинь – молодых и старых, терпящих насилие и совершающих кровавые проделки. Одна актриса рисует картину мира. Не надо множества. Сколько ни смотрю этот спектакль – прихожу в себя только с последней фразой…

Нынешний фестиваль «Свой» проходит в Год театра. «Датских» приношений никто не изобретал. Но если говорить об особых знаках в общем контексте, то, наверное, это спектакль «Фёдор Волков» Театра сторителлинга из Москвы. Гуггл ещё подчёркивает это слово как неправильное, в Екатеринбурге оно известно только специалистам, а вот столица уже упивается новым сценическим жанром. «Сторителлинг» по-русски – «сказительство», «история из уст в уста». Формат – на стыке театра, лекции, стэндапа. Неожиданно, непривычно. Но смотрится! В отличие от обычной речи, сказительство-сторителлинг подразумевает исключительный статус говорящего как авторитетного носителя информации. Но уж куда авторитетней для сценического искусства?! Главный герой – Фёдор Волков, основатель российского театра. Нескучная классика. Увлекательное просветительство. В Год театра соединились, таким образом, легендарный для театра исторический персонаж и современный жанр. Сам Фёдор Волков, поди-кось, не возражал бы против такого эксперимента на сцене?

  • Опубликовано в №176 от 27.09.2019 
Областная газета Свердловской области