Трамвай под №13 стал исполнением мечты екатеринбуржца Сергея Беляева

южное трамвайное депо

Вагоновожатый Сергей Беляев водить трамвай мечтал с детства. Фото: Алексей Кунилов

Сегодня трамвайному движению в уральской столице исполняется 90 лет. Лучшего подарка к столь весомому юбилею и не придумать – именно наш, екатеринбургский, 29-летний вагоновожатый Сергей Беляев на XVII Всероссийском конкурсе вагоновожатых в Казани был признан лучшим водителем трамвая в России. И вот на днях, в московском выставочном центре «Крокус Экспо», его вновь чествовали, вручили приз и премию в 300 тысяч рублей на День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта.

Кружка на полу

Водить трамвай Сергей мечтал с детства. В вагоне садился поближе к кабине, чтобы наблюдать за действиями водителя, и пытался их понять. Окончил школу, поступил в Уральский государственный университет путей сообщения, успешно отучился на красный диплом по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» и … поступил на курсы водителей трамвая. Родители не возражали, рассудив, что любая работа хороша, если в радость. Сами они с транспортом связаны только как пассажиры.

– Девочки играют в куклы, мальчики в машинки, а мне нравился трамвай и всё, что связано с железной дорогой, – улыбается Сергей.

В 2014 году он впервые самостоятельно сел за контроллер трамвая – руль-то этому транспортному средству ни к чему. Ездил по нескольким маршрутам, и вот последний, с несчастливым номером 13, привёл его к победе. Но не сразу. Вначале в 2016 году он победил в городском конкурсе профмастерства, и его отправили на Всероссийский конкурс в Нижнем Новгороде. Тогда было восьмое место по стране – неплохой результат, но не победа же!

И поэтому, когда стало ясно, что предстоит брать Казань, вместе с мастером производственного обучения Северного депо Антониной Божо они начали тщательно готовиться к состязаниям. На 11-м пути сделали разметку трассы и ежедневно тренировались, отрабатывая скоростное маневрирование и комфортное вождение. Для отработки упражнения «Экстренная остановка» был даже установлен специальный светофор. Но ведь предусматривалась ещё и теоретическая часть. Всего было 30 экзаменационных билетов, в каждом по пять вопросов. Билеты пришли за 30 дней до конкурса. Пришлось учить по новому билету в день и повторять уже пройденные.

– Скоростное маневрирование – более менее понятно. А вот комфортное движение – это как?

– В скоростном маневрировании есть свои тонкости – нужно пройти со скоростью 15, 20 и 30 километров в час при заклеенном скоростемере, произвести экстренную и обычную остановки, перевести стрелку в ручном режиме и зафиксировать вагон точно перед стоп-линией. А комфортное вождение – новая дисциплина для трамвайщиков. Её проводили уже для троллейбусников, ввели и для нас. Дистанция и её элементы те же, кроме экстренной остановки, но на пол посреди трамвая стелют бумажную салфетку, на неё ставят пивную кружку с водой, не долитую на 1–2 сантиметра, и нужно пройти на скорость, не пролив ни капли. Я сделал ставку на аккуратность и выиграл.

– Согласен, это непросто, но перевод-то стрелки вручную – не бог весть какая сложность…

– Там свои нюансы. Много требований по технике безопасности – мы же выходим на проезжую часть. Второпях запросто можешь что-то забыть: не надел перчатки, на входе взялся за поручень. И потом, все действия надо проговаривать вслух, это, оказывается, заметно замедляет скорость.

«Мне нравился график»

Первые трамваи в Екатеринбурге выходят в путь в 4.36 утра. На свой 13-й маршрут Сергей выезжал в 5.13, если работал в первую смену.

– Мне нравился наш график, – рассказывает лучший водитель трамвая в России. – После первой смены остаётся много времени, и можно успеть совершить множество дел. А перед второй сменой – хорошенько выспаться. И маршрут мой тоже нравился, он идёт через весь город, с ЖБИ на Семь Ключей через центр, ездишь и видишь, как меняется город.

 Давненько, ещё при социализме, писал я об одной женщине-вагоновожатой, и она рассказала, что всегда на трамвае можно рассчитать время прибытия в пункт назначения, потому что путь от остановки до остановки занимает две минуты. Сейчас так же?

– Да, если нет пробок и ничто не препятствует движению. Кроме того, расписания никто не отменял, оно было и будет. Я вообще считаю трамвай самым удобным видом городского транспорта, у него только один минус – если один сломался, стоят все, но на то есть всегда готовые к выезду ремонтные бригады.

- А вот если человек на остановке бежит к трамваю, водитель видит это в боковое зеркало, иной раз подождёт, а в другой – уезжает. У вас есть какие-то установки на этот счёт?

– Нет, конечно. Как правило, остановки находятся перед перекрёстком. Кроме обычных светофоров, у нас есть свои, Т-образные. И как только поступает сигнал, что пора ехать, надо сразу это делать, иначе перекрёсток займут автомобили и мы застрянем, собьётся график, и из-за одного человека пострадают все пассажиры. Но когда нет такой суровой необходимости, немножко ждём всегда.

На конкурсе всего был 31 участник. И если учесть, что приехали лучшие из лучших, это была нелёгкая битва. Первым победителя прямо в Казани поздравил Генеральный директор ЕМУП «Городской транспорт» Сергей Нугаев.

– Это был хороший знак! – рассказал он «Облгазете». – Наше транспортное предприятие после слияния с автобусным пишет новую свою историю, и такая победа радует. Мы верили в Сергея, зная его целеустремлённость, теоретические знания и практический опыт. Отличный подарок к нашему 90-летию!

Дотошный читатель заметил, наверное, что некоторые моменты из жизни вагоновожатого Сергея Беляева звучат в прошедшем времени. С 1 ноября этого года он работает в управлении «Гортранса» инженером в службе движения.

История свердловского трамвая в цифрах и фактах

  • Первые 10 трамваев в Свердловске-Екатеринбурге вышли в путь 7 ноября 1929 года – открытие движения явно было приурочено к 12-летию революции. Вагоны были предназначены для Харькова и поэтому принадлежали к серии «Х». Они были с деревянной обшивкой, без отопления. Водители на конечной станции нагревали кирпичи и клали их себе под ноги. Стёкла протирали от запотевания солью и глицерином. Первый маршрут проходил от Цыганской площади (улица Фрунзе) по улицам 8 Марта – Ленина – Толмачёва – Свердлова – вокзал. Протяжённость – 13,4 км. Трамваи серии «Х» ходили до 1972 года.
  • В 1931 году запустили одноколейную ветку вокзал – Уралмаш. Ходил один состав из двух вагонов. Путь получался долгим, пассажиропоток был слабый. И тогда директор строительства Александр Банников распорядился продавать в трамвае пиво с воблой. Поток подрос и, как вспоминали ветераны Уралмашзавода, пиво было всегда свежим, а вобла отменной. Факт подтверждён музеем истории Урамашзавода.
  • В 30-е годы существовала практика плацкартных вагонов только с сидячими местами, этакий прообраз бизнес-класса. Особой популярностью не пользовались, так как проезд был втрое дороже.
  • о время войны часть пассажирских вагонов переоборудовали под грузовые и санитарные. Для доставки грузов и раненых построили 20 тупиков к предприятиям и госпиталям.
  • По протяжённости сети и количеству пассажиров Екатеринбург – в тройке самых «трамвайных» городов после Москвы и Санкт-Петербурга. В рабочие дни на линию выходит 365 вагонов, в выходные дни – 195. За 90 лет перевезено 14 753 656 000 пассажиров. В сутки трамваи доставляют 212 тысяч человек.
  • В 1959 году было принято решение отменить кондукторов – не хватало людей. Какие только формы оплаты ни вводили – кассовые аппараты, абонементы и прочее – выручка падала. В 1997 году в трамваях вновь появились кондукторы.
  • В 90-е годы стартовала программа «Совместное производство екатеринбургских трамваев» (СПЕКТР). Первый одноимённый трамвай поступил в Западное депо в 1997 году.
  • В 2020 году планируется запустить трамвайную линию в Верхнюю Пышму. Сейчас проектируются маршруты в микрорайоны Академический и Солнечный.
  • Опубликовано в №204 от 07.11.2019 под заголовком «Лучший вагоновожатый страны живёт в Екатеринбурге»
Областная газета Свердловской области