Темы дня

Развязка близко?

в Екатеринбурге планируют начать реконструкцию транспортной развязки у концерна «Калина»

Одним из крупнейших транспортных проектов в Екатеринбурге на ближайшую пятилетку может стать реконструкция развязки у концерна «Калина». Фото: ОАО «Уралгипротранс»

Администрация Екатеринбурга завершила общественные обсуждения по проектам планировки и межевания территории вокруг транспортной развязки у концерна «Калина» (переулок Базовый – улица Комсомольская – Сибирский тракт). Как заявили в пресс-службе мэрии, реконструкция одного из крупнейших транспортных узлов в городе может начаться уже с этого года. Эту же информацию подтвердили в областном минтрансе. Насколько реальны планы властей?

История вопроса

О необходимости реконструировать развязку у «Калины» в уральской столице говорят более 10 лет. Этот транспортный узел испытывает колоссальные нагрузки и в час пик встаёт в километровые пробки. Железобетонный мост в центре развязки, построенный ещё в 1963 году, является единственной «артерией», связывающей жителей микрорайонов ЖБИ и Синие Камни с центром города. По этому же путепроводу идёт ежедневный и непрерывный транспортный поток в Берёзовский, Реж, Тюмень.

В мэрии Екатеринбурга неоднократно заявляли, что развязку нужно перестраивать, но вопрос упирается в деньги – по предварительным подсчётам на реконструкцию необходимо почти 7 миллиардов рублей. В 2011 году проект строительства нового транспортного узла даже публично презентовали (его разработала компания «Уралгипротранс»), но этим всё и ограничилось. В этом году к проблеме неожиданно вернулись: глава Екатеринбурга Александр Высокинский поручил департаменту архитектуры скорректировать проектную документацию и назначил общественные обсуждения. С 22 ноября по 6 декабря прошлого года в здании администрации была представлена экспозиция проектов.

Так по проекту будут выглядеть проезды новой эстакады Фото: ОАО «Уралгипротранс»
Для безопасного перехода через ж/д пути сделают тротуар с лестничными сходами Фото: ОАО «Уралгипротранс»

«Облгазета» посетила экспозицию и с удивлением обнаружила, что вся пояснительная информация к проектам уместилась… на одном листке. Мэрия сухо изложила, что путепровод по улице Комсомольской (через ж/д пути станции Шарташ) будет полностью снесён, а на его месте построен новый – длиной 331 метр и шириной 16 метров. Другой мост – через железнодорожную линию Шарташ – Егоршино – подлежит реконструкции, а из района Синие Камни появится дополнительный въезд/выезд на улицу Комсомольскую. Вокруг транспортного узла предусмотрены велодорожки, подземные и наземные пешеходные переходы, а вдоль улицы Комсомольской – шумозащитные экраны.

Учитывая, что вблизи развязки – много жилых домов и инженерных сетей, «Облгазета» сделала вывод: администрации города, скорее всего, придётся изымать часть земельных участков под строительство, и начать делать это уже со следующего года.

Цена вопроса

По данным «Облгазеты», реконструкция транспортного узла пойдёт поэтапно с 2020 по 2025 год. В мэрии сообщили, что финансирование проекта будет осуществляться из городской и областной казны. О привлечении федеральных денег (о чём неоднократно заявлялось ранее) власти города уже не говорят.

- Сейчас ожидаем, когда областное министерство транспорта и дорожного хозяйства включит развязку у «Калины» в свою программу и выделит средства. Общая стоимость проекта – 6,5 миллиарда рублей, доля муниципального бюджета составит 5 процентов. Поскольку объём работ – очень большой, контракт с подрядчиком будет долгосрочным. При ускоренных темпах строительства ввод объекта в эксплуатацию может состояться раньше 2025 года, – прокомментировала пресс-секретарь администрации Екатеринбурга Виктория Мкртчян.

Информацию о том, что подготовка к старту строительства развязки у «Калины» уже началась, подтвердил и областной министр транспорта и дорожного хозяйства Василий Старков. Он заявил об этом в конце прошлого года на совещании правительства с главами муниципалитетов – правда, без какой-либо конкретики.

Интересно, что жители уральской столицы отнеслись к планам властей весьма скептически. В общественных обсуждениях проектов приняли участие 106 екатеринбуржцев. Из них 48 заявили, что «реализация проекта увеличит негативное влияние на окружающую среду по количеству шума, пыли и выхлопных газов»; 18 человек заметили, что в районе развязки «снизится рыночная стоимость квартир»; 25 высказали опасение, что новый въезд/выезд от Синих Камней приведёт «к росту аварийности», а 38 человек и вовсе потребовали «рассмотреть альтернативные варианты размещения транспортной развязки». При этом ещё в середине года, в ходе опроса мэрии, екатеринбуржцы называли новую развязку у «Калины» желанным подарком к 300-летию города…

К размышлению 

Реконструкция развязки у «Калины» – вещь, конечно, нужная. Мы бы сказали, крайне необходимая. Только вопросов по проекту больше, чем ответов. Если процесс реконструкции рассчитан на несколько лет, как будет двигаться транспорт всё это время? В пояснительной записке сказано: «Проект предполагает изменение схемы движения транспорта, установку временных дорожных знаков». Так куда же пойдёт мощный автомобильный поток с Тюменского тракта и городские автобусы? По объездной? Где всегда пробки. Или по другим улицам? Если же реконструкция возможна без перекрытия движения, то каким образом?

Ещё один момент: в Екатеринбурге уже не первый год идёт капремонт крупной транспортной артерии – Макаровского моста. Проект ценой в несколько миллиардов, доставивший немало хлопот автовладельцам и пешеходам. В этом году должен начаться очередной этап реконструкции путепровода, он продлится до 2021 года. Хватит ли сил и средств у мэрии завершить этот проект и параллельно начать новый?

И, наконец, самое интересное: Екатеринбург готовится принять летнюю Универсиаду-2023. Очевидно, что львиная доля бюджетных средств пойдёт на создание инфраструктуры для этого события. С учётом того, что реконструкция развязки у «Калины» стоит 6,5 млрд рублей, где гарантии, что администрация города получит такие деньги?

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №002 от 10.01.2020 
Областная газета Свердловской области