По Екатеринбургу ходит паровоз выпуска середины прошлого века

Паровоз на станции Первомайской.

Паровозу Л-4372 уже 66 лет, но он до сих пор способен разгоняться до 90 километров в час. Фото: Станислав Мищенко

На станции Екатеринбург-Сортировочный жители Екатеринбурга приметили действующий паровоз. Старинное чудо техники проводит манёвры, пыхтит, выпуская пар. Впереди – пятиконечная красная звезда, под ней – цветное изображение Сталина. «Областная газета» решила выяснить, что паровоз делает в городе и откуда он взялся.

Вот так, казалось бы, паровозы стали уже памятниками на крупных железнодорожных станциях, да и в Екатеринбурге, напротив ДК железнодорожников, стоит паровоз-памятник (между прочим, очень интересной серии ОВ – в просторечии «овечка»). Но неужели их продолжают использовать в работе? Это же прошлый век…

– У нас в Екатеринбурге на станции Екатеринбург-Сортировочный стоят три действующих отреставрированных паровоза, – сообщили «ОГ» в пресс-службе Свердловской железной дороги (СвЖД). – А один из них иногда привлекается к обычным маневровым работам, вот его-то и увидели жители Екатеринбурга. Заодно и машинисты в это время проходят переобучение на вождение таких локомотивов.

Выяснилось, что интерес к этому виду транспорта растёт, и СвЖД планирует в дальнейшем шире использовать их в экскурсионных ретро-турах. В этом году планировались такие поездки в связи с 75-летием Победы по крупным городам области, но из-за распространения нового коронавируса их пришлось отложить.

– Это паровоз Л-4372, отреставрированный в Пермском депо Свердловской железной дороги, – поясняет Светлана Одиноких, заведующая отделом по сохранению исторических фондов наследия Музея истории, науки и техники СвЖД. – Выпущен он в 1954 году в Коломне. После реставрации вполне пригоден к работе на маневровых путях, где и используется. Почти на 70 процентов состоит из родных деталей. Может разгоняться до 90 километров в час, но сейчас его быстрее 50 километров в час уже не разгоняют. Наш паровоз вполне может работать и на магистралях. У нас есть планы по восстановлению и других паровозов для туристических ретро-маршрутов. Реставрацию проводят в Пермском депо, но для особо сложных работ привлекается и депо на станции Тихорецк Ростовской области.

Сейчас разрабатывается туристско-экскурсионный маршрут Екатеринбург-Сортировочный – Музей военной техники в Верхней Пышме. Представьте – приехали в музей на паровозе, вот только вагонов того времени нет, придётся ехать в стареньких, но не старинных. Но и в таких можно ощутить дух ушедшего времени. Потом походить, впитывая информацию о войне и впечатления о технике, которую использовали для борьбы с фашистами, а после можно и домой, на паровозе, который дышит парами и ждёт вас. Особенно такие путешествия в другое время важны для детей.

Надо сказать, большинство паровозов в нашей стране в последние десятилетия были переведены на базы хранения. Сейчас они стоят себе готовые, и если понадобятся в случае экстренной ситуации, – то пожалуйста. В Свердловской области таких баз несколько. Одна из самых известных – близ станции Кузино, да и на каждой более-менее крупной станции есть такой резерв на запасных путях. Большинство из них полностью исправны. Но самая большая база хранения – на Дальнем Востоке.

И совершенно правильно поступило железнодорожное руководство, не списывая паровозы на переплавку, когда они стали не так нужны. В самом деле, это же совершенно автономный локомобиль, которому не нужны ни электроэнергия, ни углеводородное топливо. Залил воды, загрузил уголь или, на худой конец, дрова – и вперёд! И никакой капризной электроники, разве что свет в кабине машиниста, да прожектор впереди. Они ведь, можно сказать, всю войну на себе вывезли. Тащили на фронт эшелоны с тяжёлой техникой, порой двойной тягой – иначе крутые подъёмы не одолеть.

Наверное, секрет притягательности и симпатии к паровозу в том, что это и ностальгия по детству, а ещё и в том, что он какой-то тёплый, он как бы дышит, спускает лишний пар, дымит трубой, в отличие от бездушной электрической машины. И не надо их списывать со счетов. На всякий случай.

Кстати

Паровоз Л-4372 имеет народное прозвище – «Лебедянка», которое он получил по фамилии инженера-разработчика Лебедянского. Его начали выпускать в конце Великой Отечественной войны, и до 1955 года было выпущено более 4 000 таких локомотивов. Это один из самых совершенных, мощных и массовых советских локомотивов – эксплуатировался по всей сети советских железных дорог. Именно этот паровоз носил официальное название «Победа», говорят железнодорожники.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №92 от 27.05.2020.
Областная газета Свердловской области