Колесим в поисках шин

По данным аналитического агентства «Автостат»

По данным аналитического агентства «Автостат»

На следующей неделе для шиномонтажек начнется горячий сезон – ночами температура будет опускаться до ноля градусов, а очереди желающих поменять авторезину, наоборот, вырастут. В этом сезоне для многих водителей неприятный сюрприз:  цены на покрышки привычных брендов уже подскочили на четверть, в тренде – шинный секонд-хенд. Сколько свердловские водители заплатят за «переобувку» и хватит ли зимних покрышек на всех, выяснял корреспондент «ОГ» Иннокентий ЛАВРЁНОВ.

Кто тянет резину

Автомобилист Руслан Агафонов работает менеджером по продажам в небольшой компании. Зарплата, что называется, выше средней. Но, посчитав, во сколько ему в этом сезоне обойдется новый комплект зимних шин, мужчина задумался, не поменять ли ему предпочтения.

– Летом хотел купить новую зимнюю резину заранее, остался в шоке от цен в магазинах, – рассказывает Руслан. – Раньше я покупал Michelin – обошел несколько магазинов, везде очень дорого или нет в наличии. Решил купить на сайте объявлений б/у Continental.

После введения санкций цены на покрышки существенно выросли, подтверждают на портале аналитики шинного рынка: стоимость комплекта увеличилась на четверть. Так, если в начале года комплект 16-дюймовой резины можно было купить в среднем от 24 до 40 тысяч рублей, то сейчас тот же самый набор обойдется в сумму от 30 до 52 тысяч рублей. Такая же ситуация и с другими размерами шин любой сезонности.

По словам представителей Continental, «традиционно шинные производители в России зависят от иностранного сырья, поскольку в рецептуре шины присутствует около 60 различных ингредиентов, часть из которых не производится в России», – передает «Коммерсантъ». Из-за санкций нарушились логистические цепочки – сырье поступает в Россию обходными путями с большими затратами средств и времени, что сказывается на конечной цене покрышки.

Свои «пять копеек» в рост цен добавила нестабильная ситуация на российских заводах по производству товаров иностранных брендов. Часть предприятий еще весной приостановили производство в ожидании решений головных офисов в Европе и Азии. О своем уходе с российского рынка объявили такие бренды, как Michelin и Nokian Tyres. Другие бренды, например Pirelli, Bridgestone и Continental, думают, свернуть им производство в России или передать активы местным управленцам.

Всего в России, по данным Росстата, из-за простаивающих заводов за январь–август 2022 года выпустили 37,5 млн штук автомобильных покрышек – это на 13% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Магазины повысили цены в ожидании дефицита, который не случился.

Резиновый секонд-хенд

По данным синоптиков, уже на следующей неделе температура ночами будет в районе ноля градусов, а уже в последней декаде октября начнутся снегопады – как в Екатеринбурге, так и в Ивделе. Поэтому многие автосервисы уже заранее продлевают время работы. Мастера отмечают, что если раньше люди меняли зимнюю резину уже после двух-трех лет эксплуатации, то сейчас попадается и пятилетняя. Некоторые автовладельцы и вовсе впадают в крайности.

– У нас не было летней волны шиномонтажа, потому что у людей нет денег, и летом отдельные чудаки продолжали ездить на зимней резине. Соответственно, и на зиму из наших клиентов мало кто будет «переобуваться». Плюс, если раньше человек привозил нам на шиномонтаж условный Michelin, то теперь везет шины классом пониже – Yokohama или Nokian, – рассказали «ОГ» в автосервисе.

Как отмечает «Автостат», в текущих условиях каждый третий россиянин отложил покупку нового комплекта шин до лучших времен.

В этом году магазины фиксируют рост продаж подер­жанных покрышек. Цены на вторичный товар варьируются в зависимости от степени изношенности. Попадаются и пятилетние покрышки в хорошем состоянии.

– Очень возрос спрос на качественную резину, пусть даже и б/у. Недавно выставили на продажу комплект японской резины с датой производства – 2012 год в хорошем состоянии. Объявление не провисело и дня – моментально купили. Новая покрышка этого бренда сейчас стоит 22 тысячи за штуку, а мы продавали за 5 тысяч. Производитель не рекомендует ездить на резине больше пяти сезонов, но некоторые люди жертвуют безопасностью, чтобы сэкономить деньги, – рассказали в магазине, торгующем подержанными шинами.

В таких специализированных торговых точках можно найти практически любой комплект от любого производителя. Обычно продавцы тщательно проверяют поступающие к ним покрышки: ищут дефекты, производят небольшой ремонт, если необходимо. Во многих магазинах даже предоставляют гарантию – от месяца до двух – что резина не рассыплется на первой кочке.

При этом сразу несколько опрошенных корреспондентом «ОГ» водителей сказали, что не рассматривают покупку б/у шин из-за соображений безопасности. При этом покупку новых покрышек они вынужденно отложили на год, а то и два.

– «Бывшим в употреблении» не доверяю – кто знает, как покрышки эксплуатировались, нет ли там скрытых грыж или трещин. Цены на новую резину в магазинах необоснованно высокие, поэтому этот сезон еще откатаю на старой резине, подкоплю денег. К следующей зиме возьму новую западную, китайские шины, на мой взгляд, «квадратные». Пусть будет дорого, но без­опасно, – поделилась водитель Наталья Домась.

Дефицит, которого нет

Уход западных шинных компаний – еще не повод переживать и пересаживаться на санки. Заводы иностранных компаний остаются в России, и после передачи контроля местным руководителям снова заработают в полную мощность. Правда, придется привыкать к новым маркам, но, как уверяют эксперты, по сути это будет та же самая резина, которую выпускал, например Nokian, только называться будет по-другому.

– У нас есть вся линейка зимних покрышек. Меньше стало Michelin, его место сейчас занимает Cordiant. Заводы так или иначе продолжают работу, поэтому все будет нормально. В последнее время у нас стали чаще покупать китайские шины, а те, кто раньше ездил исключительно на зарубежном, сегодня берет отечественное, – рассказал менеджер по продажам сетевого сервис-маркета Сергей Малинин.

По подсчетам Центра аналитики и экспертизы Промсвязьбанка, крупнейшим поставщиком шин на российский рынок являются именно китайцы – они закрывают потребности примерно четверти рынка, и в текущей ситуации смогут нарастить поставки. Этот процесс уже начался – по данным национальной системы цифровой маркировки товаров «Честный знак», объем импорта шин из Китая в Россию за первые шесть месяцев этого года вырос на 44,7%, до 3,8 млн штук.

– У нас сокращаются запасы шин от крупных западных производителей, поэтому приходится замещать их в основном китайскими брендами,  – поделился с «ОГ» менеджер по маркетингу крупного шинного магазина Данил Пермяков. – Колеса из Поднебесной хорошо себя зарекомендовали – характеристики хорошие и цены ниже, чем у европейских. У нас даже некоторые менеджеры взяли себе китайские. Наши российские шины тоже покупают.

Недорогие шины хорошего качества могут прикатиться откуда не ждали. Побороться за российского покупателя готовы иранцы. Об этом изданию «Акценты» сообщил директор Ассоциации гильдий шинной промышленности Ирана Хамидрез Абдолмалеки.

При любом раскладе – без резины россияне не останутся. По данным аналитического агентства «Автостат», на складах производителей и продавцов в настоящее время хранится 60 млн штук покрышек – это больше, чем годовая потребность российского потребительского рынка. На год с небольшим этого должно хватить.

Запас шин для легковых автомобилей

(по данным аналитического агентства «Автостат»)

На складах в России хранится 60 миллион покрышек (запас на 11–17 месяцев)

  • 14 млн зимних шипованных
  • 11,5 млн зимних нешипованных
  • 9 млн всесезонных
  • 25,5 млн летних
    • Опубликовано в №188 от 13.10.2022 
    Областная газета Свердловской области