Темы дня

Сага об ОСАГО продолжается: предстоит новая реформа

По полису ОСАГО виновнику ДТП ремонтировать машину придётся за свой счёт, а пострадавшему страховщики оплатят понесённый ущерб либо отремонтируют автомобиль. Фото: Алексей Кунилов

По полису ОСАГО виновнику ДТП ремонтировать машину придётся за свой счёт, а пострадавшему страховщики оплатят понесённый ущерб либо отремонтируют автомобиль. Фото: Алексей Кунилов

Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) действует в России с 2003 года. Неоднократно к нему принимались корректирующие поправки, но тем не менее существующая практика мало устраивает и водителей (выплаты не покрывают расходов по ремонту), и страховщиков (заведомо убыточный бизнес). И вот с нового 2019 года начинается новая реформа в тарифах ОСАГО. О том, что ждёт водителей и страховщиков, рассказал в Екатеринбурге заместитель председателя Центробанка Владимир Чистюхин.

Реформа будет проходить поэтапно, в течение нескольких лет. Уже к концу этого года подготовят первые нормативные акты. И с первых дней 2019 года у страховых компаний появится возможность своеобразного коридора – как увеличивать базовый тариф, так и уменьшать его на 20 процентов, исходя из индивидуальных особенностей водителя. Страховщики обещают работать не только на повышение тарифов, но это, как говорится, свежо предание… Впрочем, особо ретивых Центробанк будет урезонивать. Сейчас цена полиса формируется по пяти слотам, а будет более дифференцированной – по 50 слотам. Ездишь безаварийно – получи скидку. Регулярно попадаешь в ДТП – полис обойдётся дороже. Но тут есть важный нюанс: считается, что если водитель попал в ДТП, но не виноват, то с него и взятки гладки. Владимир Чистюхин полагает, что этот подход надо менять – не исключено, что манера езды у некоторых водителей (частые перестроения из ряда в ряд, резкие ускорения и торможения) провоцирует других участников движения. Другой вопрос, как это отслеживать?

И тут предлагается такое ноу-хау – данные о манере вождения страховщики будут получать с помощью телематики – от тех водителей, кто поставит такие устройства. Соответственно, спокойные автомобилисты могут рассчитывать на скидки, любители резких манёвров – на рост страховки. Шансы платить больше появятся и у тех, кто попадает в аварию не по своей вине. «Давайте посмотрим на текущую ситуацию. Если я невиновен, то у меня малус не формируется. Но с другой стороны, моё личное мнение – это несправедливая система. Важен не только факт виновности в ДТП, ведь можно спровоцировать столкновение, телематика это показывает. Такие вещи тоже должны учитываться», – отметил Чистюхин. Кстати, подход к формированию коэффициента бонус-малус (КБМ) тоже будет изменён, он будет формироваться для каждого водителя индивидуально раз в год.

Чистюхин считает также, что пора отменить региональный коэффициент. Конечно, есть разница в особенностях эксплуатации автомобилей, скажем, на Крайнем Севере или в Крыму, но критерий для определения тарифов и коэффициентов при приобретении полиса должен быть один – безаварийность. 

Ещё один коэффициент намереваются отменить – зависящий от мощности двигателя. Считается, что если автомобиль с мощным мотором, то у него больше шансов попасть в ДТП. Но проведённые расчёты показывают, что это далеко не так. Конечно, сложившаяся система, когда одни водители недоплачивают, а другие переплачивают, вполне устраивает страховщиков. Чистюхин даже пример привёл: житель города Брёзовского с 20-летним стажем вождения с двигателем в 78 лошадиных сил на «Ладе Гранте» недоплачивает 30 процентов от базового тарифа. А другой житель этого же города, но на мощном «Фольксвагене», примерно с таким же стажем, переплачивает 50 процентов.

Есть намерение и модернизировать коэффициент возраст-стаж. Существующая практика – повышенный коэффициент для водителей со стажем до трёх лет. Жизнь показывает, что больше всего аварий и ДТП происходит с водителями, только что получившими права, то есть до года стажа.

Центробанк, как регулятора на финансовом рынке, волнует также доступность в приобретении полиса. Страховщики под всякими предлогами иной раз в его приобретении отказывают: то бланков нет, то навязывают дополнительные услуги, вроде страхования жизни от несчастного случая на транспорте или страховки от клещевого энцефалита. Поскольку бизнес на ОСАГО считается убыточным, достигнута договорённость со страховщиками о создании системы электронного агентства, с помощью которого убытки перераспределяются более-менее в равной степени на всех игроков страхового рынка. В стране 52 страховых компании, которые продают полисы, но основных игроков – с десяток, не более, договориться им между собой не так проблематично. Не можешь продать полис, найди через агентство другого, у которого этот «лимит» не исчерпан. С 2017 года появилась возможность приобрести полис через Интернет, и это сразу увеличило его доступность. К слову, в Свердловской области через Интернет приобретается уже 47 процентов полисов.

Особо Чистюхин отметил, что растёт возмещение ущерба по ОСАГО через восстановительный ремонт, который обеспечивает при ряде условий страховщик. Сказывается то, что при денежных выплатах, согласно поправкам от 2017 года, учитывается степень износа машины, а при восстановительном ремонте он оплачивается без учёта износа автомобиля. По расчётам Центробанка, после нововведений стоимость полиса должна снизиться в 30 регионах.

Кстати

Страхование автогражданской ответственности придумали в США в 20-е годы прошлого столетия. В 40–50- е годы оно получило широкое распространение в Европе, а затем и во всём мире.

  • Опубликовано в №200 от 31.10.2018
Областная газета Свердловской области