Осторожно, вас снимают!

«Большой брат» видит всё больше.  Фото: Алексей Кунилов

«Большой брат» видит всё больше. Фото: Алексей Кунилов

Депутат Государственной думы от Свердловской области, заместитель председателя комитета по транспорту и строительству Сергей Бидонько разработал законопроект, в котором планируется закрепить правовые нормы по использованию мобильных камер видеофиксации. Чем вызвана необходимость в таком законе – об этом наш разговор с земляком-парламентарием.

– В последнее время в Госдуму поступает довольно много обращений, в которых люди просят навести порядок со взиманием штрафов за нарушения правил дорожного движения. В большинстве случаев водители не соглашаются с постановлениями, выписанными по результатам фото- и видеосъёмок со специальных мобильных камер, установленных на обочинах, а то и в придорожных кустах. Поэтому законопроект о регламенте работы таких камер видеофиксации мы активно обсуждали с коллегами, представителями МВД и Минтранса, и все признают, что камеры должны быть направлены исключительно на профилактику нарушений и снижение аварийности на дорогах. А такое важное дело, по сути, отдано в частные руки. 

– А есть ли какие-то нормы по установке видеоаппаратуры на дорогах?

– Нет. Закон регулирует только пункты весогабаритного контроля и железнодорожных переездов. Зачастую комплексы фото – и видеофиксации устанавливают где попало. Иной раз на одном участке может стоять сразу несколько фиксирующих устройств – вместо того, чтобы обеспечивать безопасность, они превратились в способ лёгкого зарабатывания денег.

Так, в 2017 году за нарушения правил в стране было выписано 108,7 миллиона постановлений, из которых 83,2 миллиона — исключительно по материалам с автоматических систем контроля. Эти цифры красноречиво говорят о том, что камеры видеофиксации эффективны в борьбе с нарушениями ПДД, но места их размещения, на мой взгляд, нужно обязательно оборудовать предупреждающими табличками, как это и делается со стационарными камерами. А если речь идёт о треноге, то у неё должен быть соответствующий передвижной знак.

В сложившейся практике бесспорно только одно – камеры дисциплинируют водителей…

– С этим никто не спорит, поэтому их количество на российских дорогах будет только увеличиваться. На 1 января 2018 года их было около 16 тысяч. По планам Минтранса, к концу 2024 года их число увеличится вдвое. В 2019 году будет разработана методика динамичного перераспределения размещения стационарных камер. Причём перенос комплексов на новые участки и установка на их месте муляжей помогут сэкономить бюджетные средства и поддерживать необходимый уровень безопасности. Есть и другие интересные технологии. Например, в ряде регионов, в том числе и в Свердловской области, работают микроавтобусы с камерами. Их располагают на обочинах и переставляют при необходимости.

Устраивать засады в кустах – любимый способ всех контролёров. Но трудно представить, как закон будет регулировать расстановку камер?

– Законопроект предусматривает, что органы власти в области использования автомобильных дорог и всей дорожной деятельности должны установить порядок и определить критерии мест для установки камер. А вот обязанность по установке, замене, демонтажу и содержанию камер предлагается отнести к полномочиям собственников федеральных, региональных и муниципальных дорог.

По закону, размещение на дороге технических средств возможно только при наличии соответствующей документации. Поэтому наш законопроект предлагает включить все камеры в Перечень технических средств организации дорожного движения. Это позволит фиксировать места установки камер на наиболее аварийно-опасных участках, исключить их хаотичную и бессистемную расстановку, которую контролировать должны органы МВД, а не владельцы этого бизнеса.  

Справка «Облгазеты»

По статье 12.9 КоАП штраф за превышение скорости более чем на 20 км/ч составляет 500 рублей, более чем на 40 км/ч – до 1,5 тысячи рублей, более чем на 60 км/ч – до 2,5 тысячи рублей, более чем на 80 км/ч – 5 тысяч рублей. За превышение от 60 км/ч предусмотрено также лишение прав до полугода, но в этом случае поймать лихача должна не камера, а сотрудник ГИБДД.

  • Опубликовано в №208 от 13.11.2018
Областная газета Свердловской области