«Шашечки» в законе: что изменится с принятием федерального закона о такси

Уход агрегаторов из цепочки ценообразования позволит перевозчикам оптимизировать свои расходы, приобретать новый подвижной состав, внедрять новые технологии безопасности. Фото: Алексей Кунилов

Уход агрегаторов из цепочки ценообразования позволит перевозчикам оптимизировать свои расходы, приобретать новый подвижной состав, внедрять новые технологии безопасности. Фото: Алексей Кунилов

В России впервые появится закон, закрепляющий права и обязанности таксопарков, таксистов и диспетчерских служб заказа такси (агрегаторов). На следующей неделе Госдума рассмотрит закон о такси во втором чтении. Законопроект уже вызывал бурные отзывы среди предпринимательского сообщества и таксистов в регионах. Общественное обсуждение законопроекта прошло и в Свердловской области на базе комитета по транспорту и логистике Свердловского отделения Союза промышленников и предпринимателей.

В законопроекте предложен целый комплекс новшеств и ограничений. В частности, нужно установить государственный контроль за деятельностью служб заказа и таксопарков, урегулировав систему тарифов, очистить данную сферу от нелегалов и помочь тем, кто работает по правилам, а самое главное – сделать поездки на машинах с «шашечками» более безопасными и повысить защиту прав пассажиров такси.

ЦЕНЫ. Сегодня контроль за образованием тарифов практически полностью принадлежит агрегаторам (Яндекс, Uber, Везёт, Maxim и др.), которые напрямую диктуют условия таксопаркам и таксистам, заключая условия с ними, руководствуясь собственными установленными тарифами, зачастую невыгодными для владельцев таксопарков и ИП (заниженная цена за километр). Как рассказали «Облгазете» несколько таксистов из Екатеринбурга, комиссия агрегаторов в уральской столице колеблется в диапазоне от ещё приемлемых, по словам самих таксистов, 10 процентов и до грабительских 20 процентов и выше, которые приходится отдавать агрегатору за предоставление заказа. Это усугубляется тем, что агрегаторы постоянно конкурируют между собой, снижая цену поездки. В таких условиях многим водителям ИП и таксопарков приходится работать по 14–16 часов в сутки, чтобы заработать хоть что-то. 

Внесение поправок в закон о такси, согласно которым агрегаторов могут отстранить от формирования цен на поездки, приведёт к более прозрачной политике ценообразования, при этом право водителям самим устанавливать тарифы неизбежно приведёт к повышению их стоимости на 10–20 процентов, считают эксперты и представители органов законодательной власти. Владельцы таксопарков, в свою очередь, надеются, что реализация такой идеи приведёт к более здоровой конкуренции на рынке.

По словам директора Союза автотранспортных предпринимателей области Лилии Саранчук,  это влечёт дополнительные обязанности в первую очередь по содержанию автомобилей, проведению техосмотра и ремонта, а также проведению медконтроля состояния водителей перед выездом. Всё это требует определённых затрат. 

– Статистика показывает, что за последний год, когда цены опускаются всё ниже, количество аварий растёт прямо пропорционально этому процессу. Потому что у перевозчиков не остаётся денег на то, чтобы поддерживать парк автомобилей в нормальном состоянии, – подчеркнула Лилия Саранчук.

Новый законопроект должен решить эту проблему. Но, по мнению экспертов, в существующем виде он недостаточно эффективен. Господдержка в документе упоминается только вскользь, а именно благодаря ей государство может контролировать ценообразование. 

БЕЗОПАСНОСТЬ. Сейчас, являясь обычными информационными сервисами, агрегаторы не несут никакой ответственности перед остальными участниками рынка в случае ДТП.

– Агрегаторы не занимаются повышением качества подготовки водителей, не контролируют водительский состав. На рынке получается полуфабрикат. Мы обеспокоены тем, что не знаем, довезут ли наших жён и детей в безопасности на такси, – поясняет представитель Общественного совета по развитию такси в регионах России по УрФО Владимир Герасименко.

Согласно закону о такси теперь любой пассажир, который заказывает через страницу сайта или мобильное приложение, имеет право на достоверную информацию не только об агрегаторе, но и о перевозчике, который непосредственно исполняет услугу по перевозке пассажиров легкового такси. 

 – Потребитель будет защищён, он сможет требовать информацию как об агрегаторе, так и о перевозчике. Сейчас мы обращаемся к пассажирам, учим их, для того чтобы они в дальнейшем смогли защитить свои права, – отметил Владимир Герасименко. 

Кроме того, законопроект запрещает передачу агрегаторами заказов перевозчикам, не владеющим разрешениями на таксомоторную деятельность. В этом случае именно агрегаторы будут нести полную ответственность за ДТП, выплачивая пострадавшим компенсации за причинённый вред. Главное – пресекается серая схема осуществления расчётов между агрегаторами и таксомоторными перевозчиками через электронные кошельки, поскольку огромные финансовые потоки уходят за границу РФ, в том числе мимо российского бюджета.

РАЗРУШЕНИЕ СЕРЫХ СХЕМ. Как стало известно на заседании комитета по транспорту и логистике СОСПП, где обсуждался законопроект, сегодня в Екатеринбурге зарегистрировано только 40 процентов легальных перевозчиков. Остальные 60 процентов остаются в серой зоне.

– Если отдалиться от Екатеринбурга в территории, 90 процентов рынка такси окажутся нелегальными. В рамках проведённой транспортной недели мы внесли предложения по поправкам в существующий закон о такси, чтобы наряду с юрлицами и ИП деятельность по перевозке пассажиров  осуществляли и физические лица, которые используют налог на профессиональный доход – то есть имеют статус самозанятых и льготную систему налогообложения, – заявил Владимир Герасименко.

Отметим, в пилотном режиме аналогичная инициатива с 1 января 2019 года реализуется в четырёх субъектах РФ – Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях, сообщили в службе «Яндекс.Такси».  Там самозанятые таксисты освобождены от необходимости регистрироваться как индивидуальные предприниматели, в соответствии с одобренным Госдумой законопроектом о проведении этого налогового эксперимента. Всё это серьёзно упростит работу таксистов и сократит расходы на текущую деятельность.

СПРАВКА «Облгазеты»

Такси-агрегатор – компания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), осуществляющая приём и (или) передачу заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на основании договора об оказании информационно-диспетчерских услуг с перевозчиком, имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории страны соответствующего субъекта РФ (например, «Яндекс.Такси»).

  • Опубликовано в №25 от 12.02.2019 
Областная газета Свердловской области