Темы дня

«Не мы открывали трампарк в Краснотурьинске, не нам его и закрывать. Это история города»

трамвай в Краснотурьинске, 1954 год

Жители часто говорят, что Краснотурьинск стал по-настоящему городом, когда по нему пошли трамваи. 1954 год. Фото: Из архива Краснотурьинского краеведческого музея

В Краснотурьинске предприняли очередную попытку закрыть трамвайное движение – местные депутаты предложили заменить его автобусным. Причина – всё меньше жителей пользуются электротранспортом из-за его непредсказуемости: то вагоны неисправны, то сход с линии. В апреле трамвайное движение фактически не осуществлялось. У главы Краснотурьинска Александра Устинова – другая позиция: он намерен спасти электротранспорт. В ближайшее время парк вагонов пополнят два трамвая с пробегом –  из Нижнего Тагила.

Сегодня трамваи ходят только в четырёх муниципалитетах Свердловской области: Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Волчанске и Краснотурьинске. Трамвайное движение в Краснотурьинске появилось ещё в 1954 году – для подвоза рабочих Богословского алюминиевого завода. Сегодня по единственному маршруту в 3,5 километра можно добраться от завода до набережной реки Турьи.

Прибыли электротранспорт не приносит. Являясь социально значимым, он ежегодно финансируется из областного бюджета. Однако региональные субсидии не покрывают всех расходов, и в рабочих городах на севере области трамвай не живёт, а выживает.

Краснотурьинские трамвайщики стараются подработать: кроме перевозки пассажиров занимаются очисткой улиц от снега по муниципальным контрактам, а с этой весны вместе с городским музеем будут проводить экскурсии «Трамвайный круиз» на средства (грант) Центра социальных проектов «Русала».

Недавно директор МУП «Городской трамвай» Анатолий Тиряков отчитался о работе предприятия на заседании депутатской комиссии в местной думе. Доводы о жизнеспособности электротранспорта убедили не всех: некоторые депутаты высказались за ликвидацию предприятия, генерирующего убытки. Они посчитали, что автобус дешевле и мобильнее трамвая.

Жителей возмутил меркантильный подход: в многочисленных комментариях в соцсетях краснотурьинцы отмечали, что трамвай не только вид транспорта, но и визитная карточка города – одна из главных его достопримечательностей. Мэр Краснотурьинска Александр Устинов поддержал людей:

– Не мы открывали трампарк в Краснотурьинске, не нам его и закрывать. Это история города. Для нормализации движения нужны новые вагоны. Делали попытки приобрести бывший в употреблении подвижной состав в Казани и Москве. Не получилось. Теперь договорились с мэром Нижнего Тагила Владиславом Пинаевым о покупке простаивающих у них двух усть-катавских вагонов. Сегодня наши специалисты как раз осматривают эти вагоны в депо в Нижнем Тагиле.

Кстати, перемены в Краснотурьинске ждут и общественный автотранспорт. Сейчас в городе действуют 13 автобусных маршрутов. Один из них (№14) – экспериментальный, когда стоимость проезда устанавливает сам перевозчик. На вырученную прибыль он обязан обновлять автопарк, и пока эксперимент можно считать удачным – предприниматель купил новый автобус. Переход на перевозки по нерегулируемым тарифам происходит в соответствии со статьёй 18 ФЗ № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» и соответствующим постановлением администрации муниципалитета. Согласно постановлению мэрии, с октября этого года нерегулируемыми станут ещё семь маршрутов, соединяющих город с посёлками и коллективными садами. Стоимость проезда сейчас составляет 20 рублей.

Кстати:

  • Волчанск внесён в Книгу рекордов России как самый маленький город с трамвайным движением. Этим летом там планируют достроить автотрассу, идущую параллельно трамвайным путям, так что будущее электротранспорта – под большим вопросом.
  • В мегаполисах электротранспорт чувствует себя более уверенно: проводятся значительные ремонты инфраструктуры, приобретается подвижной состав, строятся амбициозные планы по развитию транспортной сети. В Екатеринбурге трамвай каждый день обслуживает порядка 330 тысяч пассажиров.
  • В Нижнем Тагиле крамольные мысли о ликвидации убыточного транспортного предприятия лет 20 назад были в ходу, но жители воспротивились этой идее. Сегодня МУП «Тагильский трамвай» может похвалиться растущим пассажиропотоком (11 миллионов человек в 2018 году), реконструированными подстанциями и новыми вагонами.

    А как у других:

    За последние 25 лет трамвайные системы прекратили своё существование в российских городах: Карпинске, Грозном, Шахтах, Архангельске, Астрахани, Иваново, Воронеже, Рязани, Ногинске, Дзержинске. В это же время мир пережил трамвайный ренессанс: создана современная трамвайная система в Марселе (Франция), через десятилетия после закрытия вернулись трамваи в Афины (Греция), Дублин (Ирландия) и многие города Испании. В Люксембурге в 2017 году после 53-летнего перерыва также возобновлено трамвайное движение. Впервые построены трамвайные системы в Алжире и Израиле.

    • Опубликовано в №63 от 10.04.2019
    Областная газета Свердловской области
    .