Мобильные фото и видеокамеры на дорогах теперь под надзором

Мобильная камера видеофиксации на дороге

Мобильные камеры видеофиксации обычно ставят в неприметном месте. Фото: Алексей Кунилов

В феврале в России стартовал мониторинг мобильных камер фото- и видеофиксации на дорогах в рамках партийного проекта «Единой России» «Безопасные дороги». Причина – многочисленные жалобы водителей на неправомерные штрафы из-за такого способа контроля на дорогах. В Свердловской области также проводят этот мониторинг и за два прошедших месяца уже определили, в чём состоит камень преткновения водителей и новой системы проверки.

– Мониторинг работы мобильных камер видеофиксации – новое направление в проекте «ЕР» «Безопасные дороги», – рассказал «Облгазете» руководитель федерального проекта в Свердловской области Виталий Крупин. – Сейчас мы плотно работаем над выполнением поручения президента к 2020 году привести к национальным стандартам 2,5 тысячи пешеходных переходов у образовательных учреждений. Камеры мобильной фото- и видеофиксации, конечно, дисциплинируют водителей.

Мобильные камеры фото- и видеофиксации на дорогах Свердловской области появились в результате запуска частно-государственного проекта в январе 2017 года из самых благих намерений – повысить безопасность на дорогах. Тендер на 189,05 миллиона рублей дорожного контроля с помощью мобильных видеокамер тогда выиграла одна из телекоммуникационных компаний-операторов. Всего таких камер у нас немного – чуть более 50. Но они уже показали неплохие результаты: число ДТП снизилось за 2017 год на 21–25 процентов, и разработчики инициативы связывают это именно с появлением камер.

Однако как в Свердловской, так и в других областях нашли и «обратную медаль» мобильных камер на дорогах. По словам Виталия Крупина, выяснилось, что такие технические средства часто применяются без учёта дорожной обстановки. И нередко их расположение на дорогах обусловлено «заботой» о поступлениях денежных средств в бюджет и в карман операторов, хотя дислокацию каждого поста определяет ГИБДД. А за каждый оплаченный бесспорный штраф они получают от 20 до 50 процентов, оттого и так активны. Судите сами: региональный проект обошёлся казне в 2017 году в 300 миллионов рублей, а в бюджет области штрафы после отчислений добровольным помощникам принесли около 800 миллионов рублей. Эти цифры были озвучены на заседании правительственной комиссии в августе прошлого года, по 2018 году данных пока нет. Водители же тем временем всё больше возмущаются необоснованными штрафами и их суммами.

Такая ситуация по всей стране привела к тому, что координатор проекта «Безопасные дороги», заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству РФВладимир Афонский поднял вопрос о мониторинге мобильных фото- и видеокамер на дорогах. Что же показали первые результаты проверки в Свердловской области? Во-первых, предполагалось, что установка мобильных камер поможет исключить коррупционную составляющую. И её стало меньше, но возникла другая проблема. Эксперты союза автомобилистов Московской области при проведении замеров в центре обработки видеофиксации выяснили, что у операторов есть всего 7–9 секунд на оценку степени нарушения на одной фотографии. Отсюда и возникают ошибки, которые приводят к необоснованным штрафам.

– Мобильные камеры расставляют сотрудники ГИБДД и менять точку операторы не вправе. Но есть другие варианты для махинаций. Например, никто не проверяет угол установки камер, что может привести к искажению данных. А параметры скоростного режима вводятся в программу комплекса оператором вручную, что также приводит к неоправданным штрафам, – говорит Виталий Крупин.

Кроме этого, по словам нашего эксперта, довольно сложно обжаловать очевидную ошибку. Доказательные материалы хранятся 30 дней, а обжаловать назначенный штраф можно только в течение десяти дней. Почта письмо не доставила или доставила с опозданием, в командировку уехал человек или в отпуск – со сроками не поспоришь, а саму двойственную ситуацию можно разрешить только через суд.

– На такие тяжбы у людей времени нет, и процент оспариваемых решений ничтожен. Поэтому людям проще заплатить, тем более, что если ты успеваешь сделать это в течение 20 дней, то оплачиваешь всего половину штрафа, – поясняет Виталий Крупин. – Ну и, наконец, действующее законодательство РФ не обязывает ГИБДД оповещать водителей о том, что на дороге используются мобильные камеры, в отличие от стационарных, о которых сообщают специальные знаки. Так что мы продолжаем мониторинг, о первых результатах уже доложили в Москву.

В ТЕМУ

Если кто-то думает, что дежурить с мобильным комплексом на трассе – лёгкий способ заработать денег, то это не так. Зарплаты у сотрудников невелики, а ответственность за дорогостоящий прибор большая. Случаев нападения на операторов не зафиксировано, а вот приборы несколько раз разбивали, поэтому сейчас за мобильной камерой следит другая камера, из машины. Работать приходится на своём транспорте, фирма оплачивает только топливо.

  • Опубликовано в №68 от 17.04.2019
Областная газета Свердловской области