Кто победит нелегальные парковки в Екатеринбурге?

нелегальная парковка

Внешне это – обычная стоянка, но бесплатно здесь не припаркуешься, за «порядком» следит специально назначенный человек. Фото: Алексей Кунилов

Несанкционированные парковки появились в Екатеринбурге, да и во всех мегаполисах страны, в 90-е годы прошлого столетия. Во дворах, на пустырях стали появляться наспех сооружённые заборы с непременной будкой для охранника, а точнее, собирателя дани с владельцев машин. А кто не хотел ставить туда свои авто на ночь, нередко утром обнаруживали, что проколоты шины или с их железным конём учинена какая-нибудь пакость вплоть до поджога. Сейчас вроде бы с такими мерами принуждения стало спокойнее, хотя машины то в одном, то в другом месте нет-нет да и загорятся. А снесённые по настоянию возмущённых жильцов будки охранников и заборы, порой чисто символические, через месяц-другой вырастают вновь. Многие уродливые стороны нашей жизни со времени лихих 90-х претерпели кардинальные перемены в лучшую сторону. Почему же незаконные парковки остались?

Кто хозяин земли в городе?

Для начала выясняю, а сколько у нас легальных, не считая платных муниципальных, автопарковок? Кто может это знать? По логике, земельный комитет администрации города, ведь парковки стоят на земле, и если кто-то решил заняться на ней этим перспективным бизнесом – машин-то всё больше и больше, парковок не хватает уже катастрофически, – то начинать придётся с землеотвода. Или комитет благоустройства – тоже сфера его интересов должна быть.

Однако в земельном комитете меня просветили – с 2013 года всей муниципальной, областной землёй и пока неразграниченными территориями командует министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО). Именно оно заключает договоры на все виды пользования землёй в Екатеринбурге, в том числе и на парковки. Сколько их на сегодняшний день? В 2015 году один из городских порталов бросил клич – неравнодушные люди, сообщайте нам о несанкционированных парковках. Пришли сообщения с адресами на 44 стоянки, и это была малая толика! Отправленный мною журналистский официальный запрос, к сожалению, пока остался без ответа. Удалось лишь выяснить, что полученные от легальных парковок деньги идут в областной и городской бюджеты.

нелегальная парковка
Фото: Алексей Кунилов

Стоянка стоянке рознь

На настоящей парковке владельцы и ответ за сохранность автомобилей держат, и налог с прибыли отчисляют государству. Всё остальное – это купюроприёмник: деньги с владельцев машин берут, но за сохранность авто никак не отвечают и налог на свою «коммерцию» не платят. Отличить их просто: у законных парковок должны быть хоть разрешительные документы на аренду земли, договор с районной администрацией, застройщиком, управляющей компанией… Правда, документы можно состряпать липовые. Однако если стоянка находится не во дворах, а на каком-нибудь пустыре, можно через Росреестр узнать, кому принадлежит отведённый участок.

Тогда использовать можно другой признак: если с водителя деньги берут, а квитанцию не дают и вообще никакого договора с хозяином авто не заключают. Нет договора, квитанции – случись что с машиной, вплоть до пожара, никто ни за что не ответит. Сгорит машина – парковка исчезнет на какое-то время, и все дела. Охранники у нелегальных парковок обычно ярко выраженной среднеазиатской внешности, поскольку особой квалификации тут не требуется.

Так как же бороться с никем не санкционированными парковками? Основная работа по выявлению таковых ведётся, конечно, в отделах земельных отношений в администрациях районов. Сюда поступают и сигналы от граждан, акты и протоколы участковых полиции. Как это происходит, корреспонденту «Облгазеты» рассказал квартальный инспектор в Орджоникидзевском районе Илья Будкевич:

– Последний пример: обнаружил незаконную парковку на улице Бакинских Комиссаров, 108. Охранник, как обычно, ничего не знает. Фотографирую, составляю акт, по схеме выясняю, что здесь должен быть газон. Явный самозахват муниципальной земли. Все документы передаю в администрацию, по этой парковке решение ещё не принято, но ясно, что снесут. И другой пример: во дворе многоквартирного дома на проспекте Космонавтов, 63 а парковочных мест было явно недостаточно. Жильцы провели общее собрание, на котором было решено немножко уменьшить детскую площадку, подрезать газон, спилить некоторые деревья и увеличить парковочную зону. Поставили бордюры, закатали всё в асфальт, поставили шлагбаум, и все остались довольны. К сожалению, борьбе с незаконными стоянками ощутимо мешает то, что сейчас не действует прежнее Положение о порядке организации парковок. А областной закон № 52-ОЗ со всеми последними редакциями в статье 19 гласит, что административная ответственность за нарушения при организации парковок устанавливается нормативными правовыми актами, в нашем случае таким Положением. К кому вопрос: почему его нет до сих пор? Наверное, к комитету административных органов Екатеринбурга.

Однако комитет административных органов города в лице председателя Евгения Клюжина пошёл в отказ: не наш вопрос, скорее всего, земельного комитета. Круг замкнулся. Комитет благоустройства перевёл стрелки на районные администрации. Посылал им запросы – сколько сносится стоянок в год? Оказалось, в среднем по 10–15, но что толку? Помним: они появляются вновь и вновь.

нелегальная парковка
Информация о расценках есть, а копий разрешительных документов, как правило, на таких стендах нет. Фото: Оксана Жилина

Свою парковку сделай сам

Упомянутый Будкевичем пример, когда жильцы сами себе сделали парковку, далеко не единичен. Дело в том, что новый Жилищный кодекс позволяет жильцам такой общедомовой долевой собственности, как земля, распоряжаться самим. Но решение о перепланировке придомовой территории должно принять общее собрание жильцов с не менее двух третей голосов. Схема следующая: вначале определяются границы своей территории в местной администрации, и согласно им производится перепланировка.

Приведу свой собственный пример. У нашего дома большая парковка, но, поскольку рядом много всяких офисов, повадились парковаться «чужие», да так, что своим стало некуда своё авто поставить. Провели общее собрание и решили поставить шлагбаум. В заборе надобности не было – вокруг сплошные газоны, бордюры высокие. Получилось очень даже хорошо: подъехал к шлагбауму, набрал номер телефона, и он открылся. Откликается только на номера жильцов.

Но провести общее собрание не так просто. На днях в городской думе проходило внеочередное заседание в комиссии по безопасности жизнедеятельности населения. Обсуждалась ситуация с парковкой на газонах, цветниках, детских и спортивных площадках. Закон это запрещает, но как его исполнять, коли во многих дворах старой застройки вообще нет парковочных мест, да и у новых-то порой не лишку, а сейчас у многих семей по две, а то и по три машины. И отмечалось, что можно сделать перепланировку двора, закавыка одна – людей собрать трудно. Есть и некоторый конфликт интересов поколений: пожилым «безмашинным» куда интереснее клумба под окнами, нежели вредные автомобильные выхлопы. Но этот процесс в Екатеринбурге уже начал набирать обороты и скоро способен изрядно потеснить несанкционированные парковки.

Победа над купюроприёмниками

Вот и выходит, что борьба с несанкционированными парковками, этим своеобразным теневым бизнесом, носит крайне вялый характер. После всех отправленных запросов в районные администрации, городские комитеты, МУГИСО, полицию и прочтения полученных на них ответов делаю вывод: никто в Екатеринбурге не заинтересован в том, чтобы их не было. И почему-то городские власти до сих пор ничего не делали для того, чтобы увеличить свой бюджет за счёт доходов с легальных парковок и закрывали на нелегальные глаза. Захотели бы в админстрации города и районов, полицейские – давно бы прикрыли эти лавочки-купюроприёмники. Почему бы власти не объединиться с полицией в этом вопросе?

Правда, одних только запретительных мер мало. Надо создать людям условия для сохранности их машин, менять планировку придомовых территорий, предусматривать парковочные места при строительстве новых домов, как в Академическом микрорайоне (здесь появилась было одна незаконная парковка, но исчезла без спроса через два месяца).

Комментарий

Максим ЕДРЫШОВ, председатель Свердловской региональной организации Федерации автовладельцев России:

– Да ничего с 90-х в парковочном «бизнесе» не изменилось! Накал, конечно, несколько не тот, что прежде. Но поражает почти полное бездействие участковых. У меня даже курьёзный случай был. Появилась такая парковка у нас во дворе, по 50 рублей за ночь брали. Я поговорил с участковым, дескать, она же незаконная. А он ответил: я им скажу, чтобы с тебя не брали.

  • Опубликовано в №92 от 31.05.2019 
Областная газета Свердловской области