Темы дня

Екатеринбургскому вокзалу исполняется 105 лет

Екатеринбург. Железнодорожный вокзал

Залы ожидания на вокзале украшены оригинальными фресками. Фото: Алексей Кунилов

Признаться, на вокзале не бывал лет 25 и был приятно удивлён увиденным. От посещений в 1990-е годы осталось стойкое ощущение какой-то барахолки – толпы снующих взад-вперёд людей с баулами и узлами, стойкий запах совершенно несъедобных чебуреков и жареной курицы, плач уставших детей… А теперь – просторная площадь перед вокзалом, чистые залы, продуманная навигация. И народ куда-то подевался, никакой толкотни. Конечно, не сразу так отстроился наш вокзал – ворота города…

Первый вокзал в Екатеринбурге был построен по проекту архитектора Петра Шрайбера в стиле модерн в 1878 году, тогда Екатеринбург был конечной станцией Уральской горнозаводской железной дороги. С появлением железной дороги город резко рванул вперёд в своём развитии. А когда проложили пути на Тюмень и Челябинск, на вокзале стало тесно, и в 1910 году стали строить новый вокзал по проекту архитектора Константина Бабыкина, который проектировал такие значимые объекты, как Театр оперы и балета, Уральский политехнический институт, филармонию и многие другие. Константин Бабыкин и сейчас рядом со своим детищем – как памятник, который находится в сквере перед управлением Свердловской железной дороги. Сидит на скамеечке с тростью и смотрит на город, для которого он сделал многое.

Вокзал в Екатеринбурге до 1939 года
Таким был вокзал до 1939 года. Фото: Государственный архив Свердловской области

А старый вокзал стал воинским, работал на Министерство обороны, в 2003 году стал музеем истории, науки и техники Свердловской железной дороги после капитального ремонта, реставрации и благоустройства. Работы по благоустройству проводил Екатеринбургский художественный фонд, его сотрудники и предложили поставить в сквере несколько городских скульптур. Предложение было принято, так появились забавные два путейца, проводница с двумя стаканами чая, спешащая, видимо, на поезд семья, женщина, судя по габаритам, шпалоукладчица. Отлиты из медного сплава. А музей – один из самых интересных в городе. Правда, нас туда пустили только за деньги: билет для взрослого стоит 200 рублей, за фотографирование и видеосъёмка – 50 рублей. Как-нибудь в следующий раз, на этот раз нас больше интересовал второй городской вокзал.

По замыслу Бабыкина он должен был воплощать растущую промышленную мощь Урала и его центра – Екатеринбурга. Здание в модернистско-функциональном стиле было в один этаж, простым и строгим в исполнении, но представляло собой сложное в инженерном отношении сооружение. Поскольку станционные пути проходили по насыпи, был проложен тоннель. Население города быстро росло, не отставал и пассажиропоток. Опять стало тесно. Тогда в 1939 году здание надстроили вторым этажом, украсив колоннадой. В начале 60-х возвели два пристроя, а затем и ещё одно здание.

В 1997 году было принято решение сделать капитальный ремонт, в ходе которого удалось в полтора раза увеличить площадь в залах ожидания, и вокзал превратился в неповторимый архитектурно-художественный ансамбль. В отделке залов и центральной лестницы использовались традиционные уральские материалы – змеевик, гранит, мрамор. А своды в двух залах ожидания украсили цветными фресками. В одном зале были изображения самых значимых в истории Урала событий до 1917 года, таких как поход Ермака, Ирбитская ярмарка, основание Екатеринбурга. А в другом зале – вехи истории становления Урала после революции. У одной из фресок пришлось задержаться: изображён живописный коллаж, где легко угадываются такие персонажи, как Берия, Курчатов и даже Ельцин, справа – военные, а по центру – сбитый американский лётчик Пауэрс. Под фреской подпись: 1960 год. Но позвольте, Пауэрса сбили в 1960 году, а Берию расстреляли в декабре 1953 года! Но ясность внёс буклет об этих фресках – композиция, оказывается, называлась «Создание ракетно-ядерного корпуса на Урале». Ну тогда, действительно, всё к месту…

Екатеринбургский вокзал. Фреска. Лаврентий Берия
Та самая фреска, сюжет которой поначалу вызвал вопросы. Фото: Алексей Кунилов

Сейчас входят в вокзал уже не через тяжёлые дубовые двери, а через пункты досмотра, с такими же рамками металлодетекторов, как в аэропорту.

– Новую систему безопасности ввели перед чемпионатом мира по футболу, – отмечал в беседе с корреспондентами «Облгазеты» начальник вокзала Алексей Тарасов. – Появились периметровое ограждение и пять досмотровых пунктов. Они оснащены всеми необходимыми техническими средствами охраны: автоматизированной системой радиационного контроля, интроскопами, рамками металлодетекторов, системами видеонаблюдения и другими устройствами. Эти меры объясняются повышенными требованиями транспортной безопасности, которые предъявляются к вокзальным комплексам. После процедуры досмотра человек попадает в так называемую «чистую зону»…

А она действительно чистая. Весь вокзальный комплекс может вместить около пяти тысяч человек и ежедневно обслуживать около 50 тысяч пассажиров – и нигде ни соринки. Раньше вокзал был излюбленным местом ночлега для бомжей, сейчас им туда дорога закрыта. Здесь есть всё необходимое, чтобы дождаться своего поезда или пересесть на другой: справочно-информационная служба, билетный цех, багажное отделение, камера хранения, сервис-центр, комнаты для длительного отдыха, детские игровые комнаты и даже зимний сад.

Счастливого пути!

Екатеринбург. Памятник архитектору Константину Бабыкину
Памятник архитектору Константину Бабыкину. Интересно, сколько было желающих поднять его шляпу? Фото: Алексей Кунилов

Кстати

Сотрудники вокзала припомнили забавный случай. Один китайский пассажир ехал во Владивосток, уточнил время стоянки в Екатеринбурге и спокойно отправился купить жареную курицу. А стоянку сократили – поезд отстал от графика. Оповещение, конечно, было, но на русском и английском языках (дело было во время ЧМ-2018). Он не знал ни того, ни другого. Возвращается и видит хвост своего уходящего поезда. В шортах, с курицей в руках побежал за ним и почти догнал, но суровая проводница прикрикнула на него – нельзя запрыгивать на ходу. Бедолага добежал до конца перрона и вернулся. На сутки пришлось ему задержаться – билета нет, документов нет, пока связались с бригадиром ушедшего поезда, с китайским консулом в Екатеринбурге, устанавливали личность и так далее, время шло. Хорошо хоть, телефон был с онлайн-банком, пассажир смог купить билет на следующий поезд. История рассказана исключительно для того, чтобы все знали – даже если ненадолго выходите из поезда, не забудьте билет и документы. Вам, конечно, помогут, но потеряете время.

  • Опубликовано в №101 от 14.06.2019
Областная газета Свердловской области
.