Кто борется с фальшивками ОСАГО?

ДТП

Если у виновника ДТП поддельный полис, пострадавшему будет непросто получить компенсацию за повреждённую машину. Фото: Алексей Кунилов

Публикация в «Областной газете» о новых правилах проведения техосмотра автомобилей вызвала неподдельный интерес у читателей (номер за 26.06.19) и посетителей нашего сайта, а также попутно обозначила другую проблему – активную продажу фальшивых полисов ОСАГО.

Продажа ненастоящих полисов ОСАГО началась вскоре после введения этого вида страхования гражданской ответственности водителей, но в последние годы усилилась – технические возможности подросли. Но какую долю они составляют на рынке, неизвестно.

– Такой статистики не ведёт никто, – рассказал «Облгазете» представитель Федерации автовладельцев России по Свердловской области Максим Едрышов. – В 2016 году страховщики перешли с зелёного гознаковского бланка на розовый – не помогло, поскольку полиграфия достигла невиданных высот. Были надежды, что с введением электронного полиса ситуация изменится, не совсем получилось. По идее, при оформлении электронного полиса номер диагностической карты и полиса автоматом уходят в базу данных ГИБДД. Но владельцу приходит по почте заполненный бланк, который легко подделывается. И если у инспектора ДПС нет выхода через Интернет в базу ГИБДД, он не может узнать – настоящий полис или поддельный…

– Если у наряда ДПС нет выхода в Интернет, он всегда может проверить подлинность документа, связавшись с местной дежурной частью по рации, – пояснили в пресс-службе управления ГИБДД области. – В 2017 году было выявлено 11 поддельных документа, в 2018 – семь, в этом году пока ноль.

Вообще-то, подделка полиса, как и любого документа, – уголовное преступление (п.3 ст. 327 УК РФ), за которое можно схлопотать до полугода ареста или штраф до 80 тысяч рублей. По данным управления судебного департамента в Свердловской области, за незаконные действия в отношении официальных документов, государственных наград, печатей, штампов, бланков в 2017 году было осуждено 11 человек, в 2018-м – 5 человек. Хотя в целом в России порядок цифр совсем другой: в 2017 году – 12 692 гражданина, в 2018 году – 11 692. Однако отдельной строки по продавцам фальшивых полисов в статистике нет.

– У нас тоже нет таких цифр, – комментирует руководитель Российского союза автостраховщиков (РСА) по УрФО Вячеслав Тарасов. – Это дело полиции. Многое изменила система оформления в электронном виде, большинство водителей предпочитает её. Мы даже цифру действующих полисов назвать не сможем. Во-первых, есть некоторая сезонность: кто-то страхует машину на три-шесть летних месяцев, кто-то занимается перепродажей машин, и у него на руках может быть несколько бумаг. А кто-то просто не страхует свою ответственность, например, безбашенная молодёжь. Штраф за отсутствие полиса – 800 рублей, заплатишь в течение 20 дней – вообще в 400 рублей обойдётся. Если бесполисных водителей наберётся процентов 20, рухнет вся система ОСАГО.

А может, эти 20 процентов уже есть? Если у одного из участников ДТП фальшивый полис, проблемы возникают у обоих водителей. Виновник с фальшивым документом будет рассчитываться из своего кармана. А попробуй выкрутить из него этот расчёт. Но почему-то эти вопросы особо не волнуют, раз прицельно фальшивые полисы и их продавцов никто не выявляет…

  • Опубликовано в №119 от 10.07.2019 под заголовком «Фальшивки ОСАГО без контроля»
Областная газета Свердловской области