Темы дня

Пешеход на двух колёсах

электросамокат на улице

На электросамокаты всё чаще встают люди зрелого возраста, чьи реакции не столь быстры, как у молодых. Это становится фактором дополнительного риска. Фото: Галина Соловьёва

Этим летом на дорогах общего пользования очень часто стали появляться электросамокаты. К людям на этой транспортной новинке, снующим по тротуарам и пешеходным зонам, мы уже привыкли, а вот массовый их выезд на автомобильные дороги наблюдаем впервые. В Интернете полно роликов, на которых электросамокатчики едут в одном потоке с машинами и даже обгоняют их, становясь потенциальной угрозой для всех участников движения. За этими изменениями на дорогах явно не успевают законодатели: в Правилах дорожного движения (ПДД) вообще нет упоминания об электросамокатах.

Не транспорт, а средство передвижения

В случае ДТП с таким транспортным средством водитель электросамоката по закону будет считаться… пешеходом. Равно как и тот, кто управляет сегвеем, гироскутером, едет на моноколесе. По этой логике, почти по Ильфу и Петрову, это не транспорт, а средство передвижения. «Тот, кто управляет таким электротранспортом, должен руководствоваться правилами для пешеходов: двигаться по тротуарам, спешиваться на пешеходных переходах. Но их скорость передвижения, конечно, не соответствует скорости пешеходов. К сожалению, в законодательстве не урегулирован этот вопрос», – дали комментарий в пресс-службе Государственной инспекции безопасности дорожного движения в Свердловской области.

Кстати, мощность электродвигателя в этом случае имеет большое значение: если она не превышает 250 ватт, то вы пешеход, управляющий электросамокатом. При мощности электродвигателя вашего транспортного средства от 250 ватт до 4 киловатт, согласно ПДД РФ, вы уже становитесь водителем мопеда, и в этом случае для управления им нужны права категории «М» и шлем. Но кто же берёт с собой в поездку на электросамокате права и шлем? Тем более что двигаться вы предполагаете по тротуару, как это делает большинство. Из-за пробела в законодательстве вообще непонятно, где именно можно эксплуатировать этот вид транспорта, отсюда – частое пренебрежение любыми правилами со стороны их водителей. В частности – в выборе скоростного режима.

Первые жертвы электросамокатов

Даже с маломощным двигателем менее 250 ватт электросамокат может развивать скорость до 25 и более километров в час. Не слабо для пешехода! Но на сайтах продавцов этих транспортных средств в большинстве случаев представлены модели с гораздо более мощными двигателями. В среднем они могут разгоняться до 40 километров в час, есть и более быстроходные. Говорят, умельцы изловчились так обойти заложенное в «мозгах» самокатов ограничение скорости, что те готовы вас нести со скоростью далеко за 60 километров в час.

Однако электросамокат не предназначен для таких скоростей: по сути, это доска на двух маленьких колёсиках, вы на ней стоите, балансируя и управляя рулём. Уже при скорости 20–30 километров в час делать это становится трудно. Любая ямка или неровность дорожного покрытия – падения не избежать. На высоких скоростях этот вид транспортного средства становится крайне опасным для пешеходов и других участников дорожного движения. И вот уже появились первые смертельные ДТП с участием этого электротранспорта.

В Москве в мае этого года впервые под колёсами автомобиля погиб пешеход на электросамокате. На Среднем Урале это событие осталось незаметным, в отличие от аналогичного в Лондоне, где в июле этого года под колёса грузовика попала звезда соцсетей – она управляла электросамокатом. Подобная смертельная авария в Туманном Альбионе также произошла впервые. Но о ней сообщило даже российское телевидение. Ещё раньше в Москве от наезда электросамокатчика погиб и первый пешеход – пожилой мужчина.

Увы, новый вид транспорта отметился авариями и в Екатеринбурге. По данным пресс-службы областной госавтоинспекции, с начала года было уже 5 таких случаев. Самый резонансный случился в апреле в Академическом микрорайоне, когда в автомобиль, выезжавший с придомовой территории, врезалась девушка на электросамокате. Для сравнения: за тот же период с участием велосипедистов произошло 53 ДТП, в результате которых один человек погиб. Развиваясь такими темпами, как сейчас, двухколёсный электротранспорт очень скоро по статистике ДТП может догнать велосипед. Если, конечно, не принять срочных мер по законодательному регулированию действий этих новых участников дорожного движения.

Приравнять к велосипеду

– Руководство Госавтоинспекции России ещё в прошлом году заявило о том, что проблема такая есть и надо её решать. Но прошёл уже год, а никаких изменений в Правилах дорожного движения не появилось. Здесь, на мой взгляд, ничего придумывать не надо, просто надо заимствовать опыт других стран. С этого года во многих европейских странах для электросамокатов введён запрет на движение по проезжей части, разрешено ездить исключительно по велодорожкам или велопешеходным дорожкам, ограничена скорость движения до 30 километров в час. В Германии, например, запрещено управлять ими в состоянии алкогольного опьянения, в этом случае ответственность такая же, как и при управлении автомобилем в нетрезвом виде, – говорит представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Максим Едрышов.

Но многие считают, что «привязывать» индивидуальный лёгкий электротранспорт к велосипедам не стоит, они во многом отличаются. Например, в отличие от велосипеда, на электросамокате опасно ездить по дорогам общего пользования, особенно по краю проезжей части. Но и на велодорожке, из-за высоких скоростей, он будет выбиваться из общего потока, не говоря уже о пешеходных зонах.

– Очень позитивно отношусь к распространению электросамокатов, это хорошая альтернатива общественному транспорту и в целом развивает велодвижение, – говорит руководитель общественной организации «Вело-Город» Константин Мочалов. – Чем больше людей будут пользоваться таким видом транспорта, тем быстрее будет меняться инфраструктура городов.

Но при этом, по его мнению, правовую базу, регулирующую действия участников дорожного движения, надо срочно дорабатывать с учётом появившихся новых транспортных средств.

  • Опубликовано в №138 от 06.08.2019
Областная газета Свердловской области
.