Екатеринбургский лётчик Дамир Юсупов посадил самолёт с отказавшими двигателями. Были спасены 233 жизни

  Геннадий Богатырёв
Генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов сразу же после происшествия заявил, что пилоты сработали профессионально, посадив самолёт в кукурузное поле по всем правилам. Фото: РИА Новости

Генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов сразу же после происшествия заявил, что пилоты сработали профессионально, посадив самолёт в кукурузное поле по всем правилам. Фото: РИА Новости

В четверг утром пассажирский самолёт Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиа­линии» совершил аварийную посадку в районе аэропорта Жуковский в Москве вскоре после вылета в Симферополь. Всего на борту лайнера было 226 пассажиров и семь членов экипажа. Благодаря профессионализму пилота из Екатеринбурга Дамира Юсупова все остались живы.

«Причиной вынужденной посадки стало многочисленное попадание птиц в двигатели самолёта», рассказали «Областной газете» в пресс-службе «Уральских авиалиний». В авиакомпании утверждают, что птицы (это были чайки) попали сначала в правый двигатель, и он загорелся. Тут же возникли проблемы и со вторым двигателем. Командир экипажа Дамир Юсупов и второй лётчик Георгий Мурзин решили не возвращаться в аэропорт вылета, а совершить экстренную посадку на ближайшее поле.

Аварийную посадку пилоты совершили в районе деревни Рыбаки (это в четырёх километрах от взлётно-посадочной полосы). Самолёт сел на брюхо и, к счастью, не загорелся.

Генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов сразу же после происшествия заявил, что пилоты сработали профессионально, посадив самолёт в кукурузное поле по всем правилам. Грамотно отработала и бригада бортпроводников. Правда, вопрос о награждении пилотов авиакомпания сочла преждевременным. Пока экипаж жёстко приземлившегося лайнера временно отстранили от полётов, а транспортная прокуратура начала проверку обстоятельств происшествия. Следственный комитет РФ сформировал специальную комиссию для расследования и возбудил уголовное дело.

Основная версия ЧП – птицы

По данным Международной организации гражданской авиации, в мире ежегодно регистрируют сотни случаев столкновений птиц с лайнерами. Большинство из них происходит на этапах взлёта и первичного набора высоты самолёта. Причём случается это исключительно в утренние и дневные часы – вечером и ночью птицы неактивны. Безопасность лайнеров должны обеспечивать аэропорты. В России ещё в советское время появилось понятие «орнитологическое обеспечение безопасности полётов» (ООБП). И мероприятия по предотвращению столкновений с птицами обязательны при обеспечении безопасности полётов.

Кандидат биологических наук Михаил Брауде несколько лет (до середины нулевых) трудился штатным орнитологом в аэропорту Кольцово. Затем орнитологов уволили, но его дважды за 10 лет привлекали в качестве специалиста для орнитологической экспертизы. Дело в том, что, по закону, аэропорт без неё не может пройти лицензирование.

– Чтобы очистить зону аэропорта от птиц, мы делали её неблагоприятной для их проживания, – рассказывает Брауде. – Траву на взлётно-посадочной полосе косили «под ноль», чтобы не привлекать пернатых кормовой базой. В Истоке и Арамиле было две большие свалки, из-за которых над аэропортом то и дело летали вороны и коршуны – пришлось по суду добиться их закрытия. По правилам, в радиусе 15 километров от аэропорта не должно быть никаких свалок с пищевыми отходами. Убрали огороды в периметре аэропорта – они здорово привлекали воробьиных. Не должно быть на взлётной полосе никаких приманиваний птиц запахами съестного, даже пункты хранения питания для авиапассажиров надо выводить вне взлётной полосы.

Брауде рассказывает, что сегодня орнитологические службы действуют только в Шереметьево и Домодедово и на военных аэродромах. Во всех других российских аэропортах их ликвидировали. Результат – бесконтрольные птичьи стаи вблизи взлетающих самолётов. 

В регионе продолжается обсуждение строительства мусороперерабатывающего завода в Сысертском районе, но Рос­авиация предполагает, что предприятие может навредить пролетающим в этом воздушном коридоре авиалайнерам… скоплением птиц. Предварительная оценка аэропорта указывает на то, что завод будет находиться в пределах устанавливаемой в настоящее время шестой подзоны приаэродромной территории аэропорта Екатеринбург (Кольцово), где запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Экипаж самолёта «Уральских авиалиний»

Командир воздушного судна Airbus A321 Дамир Юсупов родился в 1978 году в городе Игарка Красноярского края. Его отец летал на вертолёте Ми‑8 командиром экипажа, поэтому любовь к небу передалась Дамиру ещё в детстве. Но пройти медкомиссию в лётчики Дамиру не удалось, и он стал юристом. Однако через несколько лет Дамир решил вновь испытать удачу и на сей раз поступил в лётное училище.В «Уральских авиалиниях» работает с 2013 года, но командиром стал только год назад. Общий налёт Дамира Юсупова составляет более 3 000 часов. К слову, именно в самолёте Дамир познакомился и со своей женой Натальей, но когда летел пассажиром.

Второй пилот – Георгий Мурзин. Ему 23 года. В 2017 году он окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. В «Уральских авиалиниях» работает с 2018 года.

Бортпроводники, руководившие эвакуацией из салона: Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко, Надежда Вершинина и Яна Ягодина.

Комментарий

Сергей ПИДЖАКОВ, лётчик-инструктор с 30-летним стажем, экс-руководитель службы полётов аэродрома Логиново: 

– Взлётный и посадочный вес крупного пассажирского самолёта отличается почти на 10 тонн. Посадить лёгкий самолёт, который вылетал топливо, намного легче, чем самолёт с полными баками: у них разная аэродинамика. В данном случае пилот сажал самолёт на рыхлый полевой грунт, и если бы он не убрал шасси, то они могли бы воткнуться в крылья или даже баки с топливом – это очень опасно. Сажать самолёт с полными баками можно только с убранным шасси, что пилот и сделал. И надо учесть, что всё происходило в очень краткое время: судно приземлилось после взлёта всего спустя одну – две минуты. Пилот реагировал и принимал решения буквально мгновения – времени на раздумья не было. Всё решала реакция и опыт. Налёт у него, кстати, всего 3 000 часов – для гражданской авиации не так много. Но согласитесь, консерваторию заканчивают тысячи человек, а Чайковский один. Так и здесь: не всё решает образование и опыт, много зависит от таланта. Здесь у Юсупова мы увидели именно такой талант.

Похожие на вчерашний случаи уже были в истории свердловской авиации.

16 марта 1961 года самолёт ТУ­104, выполнявший рейс Хабаровск – Ленинград, вынужденно сел на Нижне­–Исетский пруд в Свердловске. Причина –­ отказ правого двигателя во время полёта. Из находившихся на борту 51 человека пятеро погибли. Кроме того, два человека погибли из дома отдыха на берегу пруда.

13 января 1990 года. Ту­134А компании «Аэрофлот», который выполнял рейс Тюмень  –­ Уфа –­ Волгоград, сел на заснеженное поле под Первоуральском. Вынужденную посадку пришлось выполнять из­–за пожара в багажном отсеке, который случился из­–за возгорания электропроводки. Тогда всё окончилось не так удачно, как нынче: воздушное судно переломилось пополам. В результате погибли 27 человек, 25 – выжили.

Пять авиационных происшествий, связанных со столкновением с птицами

30 апреля 1953 года самолёт Ил­12 П компании «Аэрофлот» летел по маршруту Москва – Казань – Новосибирск. На его борту находились 18 пассажиров и 5 членов экипажа. Когда лайнер пролетал над Волгой, готовясь к посадке в Казани, произошёл сильный удар. Командир корабля решил совершить аварийное приводнение. При эвакуации один пассажир утонул. Комиссия по расследованию установила: причиной ЧП стало столкновение самолёта со стаей уток.

4 октября 1960 года турбовинтовой авиалайнер «Локхид» L­188A выполнял пассажирский рейс из Бостона в Филадельфию. Поднявшись на несколько десятков метров, лайнер заглох и упал в воду Бостонской бухты. Погибли 62 человека из 72 находившихся на борту. Взлетающий самолёт вспугнул стаю скворцов, и несколько птиц попали в двигатели.

10 декабря 1969 года самолёт Ил­14 П авиакомпании «Аэрофлот» выполнял рейс по маршруту Тбилиси – Махачкала – Астрахань. Самолёт нашли в Каспийском море, все 17 человек на борту погибли. Расследование пришло к выводу, что авиасудно столкнулось со стаей мигрирующих птиц, в результате чего был повреждён двигатель.

29 июля 2007 года грузовой самолёт Ан­12 авиакомпании «Атран» вылетел из Москвы в Комсомольск­ на­ Амуре. Через несколько минут после взлёта лайнер рухнул: в два его правых двигателя попали птицы, что вызвало автоматическое выключение техники. Все семь членов экипажа погибли.

15 января 2009 года авиалайнер «Эйрбас» A320–214 должен был лететь по маршруту Нью­Йорк – Шарлотт – Сиэтл. Через 90 секунд после взлёта самолёт столкнулся со стаей канадских казарок, что привело к выходу из строя обоих двигателей. Командир решил приводняться на реку Гудзон, и операция прошла удачно: все 155 человек на борту остались живы. Этот случай лёг в основу фильма «Чудо на Гудзоне», который вышел на экраны в сентябре 2016 года.

Опубликовано в №146 от 16.08.2019

Сюжет

Жёсткая посадка самолёта "Уральских авиалиний" в Подмосковье
Утром 15 августа самолёт "Уральских авиалиний" совершил жёсткую посадку в Подмосковье.

Областная газета Свердловской области