Отмена питания в самолётах не снижает цен на авиабилеты

Питание в самолёте

Разнообразные закуски и блюда при перелётах по России сейчас чаще всего встречаются только в бизнес-классе. Фото: Алексей Кунилов

Российские авиакомпании продолжают отменять питание на коротких рейсах. Нынешним летом на такие меры пошли три авиаперевозчика – якобы для того, чтобы сдержать рост цены авиабилетов. Но эксперты уверены: дешевле перелёты от этого не стали, а вот комфорта убавилось.

Только для бизнес-класса

Поначалу российские авиакомпании отказывались от горячего питания на рейсах, которые длятся меньше двух часов. Теперь же многие отменили любое питание и на более длительных перелётах.

Так, в прошлом году два крупных чартерных перевозчика Nordwind и «Икар» перестали кормить пассажиров на рейсах продолжительностью менее пяти часов – их стали называть короткими. А в этом году их примеру последовали чартерные перевозчики AZUR аir и Royal Flight. Питание пропало даже на многих рейсах «Уральских авиалиний». Авиакомпания перестала кормить на рейсах до двух часов ещё в феврале этого года, а теперь взялась за чартерные перелёты. Но в пресс-службе «Уральских авиалиний» «Облгазете» сказали, что тип питания на чартерных рейсах устанавливает туроператор, то есть заказчик рейса. Поэтому предоставление или отсутствие питания на борту лежит полностью на нём.

– На рейсах AZUR аir продолжительностью менее 5 часов с 1 июля отменено питание и предлагаются только чай/кофе и вода. Такое решение принято исходя из конъюнктуры рынка авиаперевозок, на которую воздействуют несколько факторов. В их числе – существенный рост стоимости авиационного топлива – минимум на 30 процентов в 2018 году. Второе – рост аэропортовых сборов вследствие реализации операторами аэропортов масштабных инвестиционных программ, направленных на реконструкцию терминалов, улучшение аэровокзальной инфраструктуры и повышение качества пассажирского сервиса, — прокомментировали «Облгазете» в пресс-службе авиакомпании AZUR air. – Но для пассажиров бизнес-класса на рейсах до 5 часов полёта услуга питания сохранена в полном объёме.

Подорожание авиационного топлива действительно стало проблемой для российских авиакомпаний. Его цена с третьего квартала 2017 года по четвёртый квартал 2018 года выросла почти на 30 процентов. А это привело к подорожанию авиабилетов более чем на 9 процентов. В результате, согласно отчёту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, первый квартал 2019 года российские авиакомпании закончили с рекордным убытком в размере 45 миллиардов рублей. Это сравнимо с общими потерями перевозчиков за весь прошлый год. Контроля и исправления ситуации с ростом цен на авиационное топливо и билеты потребовал даже Президент России Владимир Путин во время последней прямой линии в июне этого года. Тем не менее дешевле авиабилеты на рейсы по России пока не стали, а питание на них продолжают отменять или сокращать в целях экономии.

Хуже, чем за рубежом

– Значительную статью расходов авиакомпаний составляют и растущие аэропортовые сборы. Поэтому перевозчики вынуждены выживать и оптимизировать свои издержки. И экономия на питании на борту самолёта – самый доступный способ, – считает директор института финансов и права Уральского государственного экономического университета, доктор экономических наук Максим Марамыгин. – Но стоимость билетов от этого не снижается, а просто не ползёт вверх, поэтому пассажиры ничего не выигрывают.

Питание на борту самолёта
«Аэрофлот» на рейсах в Москву и Санкт-Петербург из Екатеринбурга питание не отменил: пассажир получает сэндвич, яблоко и йогурт. Фото: Наталья Дюрягина

Если же пассажир желает получить питание, то ему приходится доплачивать к стоимости билета от 500 рублей.Сегодня в России, по мнению Марамыгина, есть только три лидера среди авиаперевозчиков: «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии». При этом «Аэрофлот» идёт с явным отрывом: у него и билеты дороже, и питание обширнее. Остальным же российским авиакомпаниям в принципе невыгодно выделяться и стремиться быть лучше лидеров. Поэтому если отменяют питание одни авиаперевозчики, то так же делают и другие. Отметим, свои позиции сдают даже лучшие российские авиакомпании.

– Лет десять назад питание у «Уральских авиалиний» и «Аэрофлота» было намного лучше. Не скажу, что еда во время перелёта важна, но это определённый бонус, который показывает отношение авиакомпании к клиенту. И нашим авиаперевозчикам есть чему поучиться у зарубежных коллег, – говорит Максим Марамыгин. – Например, не так давно я летал в Узбекистан местной компанией в одну сторону и «Уральскими авиалиниями» обратно. Так вот, билет узбекских авиалиний стоил процентов на 15 дешевле, а питание там было замечательное – горячий полноценный завтрак, который российские авиакомпании давно заменили одним сэндвичем или водой.

Но несмотря на стремление к комфорту во время перелёта, многие осознанно пренебрегают им ради более выгодной поездки. И в то время как одни возмущаются, что их не покормили на пути в Москву или Турцию, другие не обращают на это внимания.

– По сравнению с разницей в цене билета еда – это мелочь и последнее, о чём думает каждый второй бюджетный турист, – считает фотопутешественник Станислав Белоглазов. – Конечно, никто не против питания на любом рейсе, но во время коротких перелётов его отсутствие можно спокойно пережить. Главное, чтобы авиакомпания обеспечивала безопасность своим пассажирам и не нарушала установленного расписания.

В ТЕМУ

У кейтеринга «Кольцово», по словам его руководителя Марины Щёкотовой, заключены договоры со многими авиакомпаниями, которые летают из Екатеринбурга. Авиакомпании сами составляют меню по направлениям рейсов из предлагаемого кейтерингом ассортимента. Большинство продуктов для приготовления блюд поставляются от производителей из Екатеринбурга, Алапаевска, Березовского, Ирбита, Сысерти, Камышлова и Верхней Пышмы. Но используются и продукты тюменских и курганских производителей. Все поставщики выбираются на тендерной основе.

Меню кейтеринга обновляется дважды в год: к осенне-зимней и весенне-летней навигации. При его подготовке учитываются новинки в сфере общественного питания и требования авиакомпаний.

  • Опубликовано в №149 от 21.08.2019 
Областная газета Свердловской области