Гранит преткновения

укладка плитки

Этот снимок был сделан на улице Малышева 9 декабря днём. Фото: Галина Соловьёва

В минувшее воскресенье истёк крайний срок окончания работ по укладке плитки на улице Малышева и проспекте Ленина в Екатеринбурге. По первоначальным планам, все улицы должны были одеть в гранит до конца ноября (а власти заявляли, что это удастся сделать и быстрее). Но на деле вышло по-другому.

Понедельник, 9 декабря. На улице Малышева рабочие поспешно кладут плитку. Несколько из них, увидев фотокорреспондента, принимают его за туриста и позируют на камеру. Участки возле ливневых стоков и вокруг люков ещё не доделаны, вокруг деревьев – «стоунхенджи» из плитки, поставленной на землю: в импровизированные мусорки прохожие уже набросали фантики и бутылки. На некоторых участках плитка уложена неровно, местами уже ходит ходуном, швы разъехались... 

Гранит – признак столичности

Идея местных властей замостить гранитом центр города (проспект Ленина и улицу Малышева) возникла в прошлом году. Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский в интервью журналистам заявлял прямо, что уральская столица идёт по пути Москвы, где многие улицы вымощены гранитом. Со слов мэра, плитка старой формации – бехатон – ненадёжна: в суровом уральском климате её разрывает от влажности, да и столичности Екатеринбургу это не добавляет.

Задумка в целом логичная, но её реализация обернулась коммунальным фиаско городских властей. Раскуроченные тротуары, куски старого асфальта по соседству с новой плиткой (как только не растащили!), в жару – пыль, в непогоду – грязь... По дорожным руинам было невозможно пройти – несколько СМИ (в том числе «Облгазета») поймали в объективы падающих женщин... И так с середины лета до наступления морозов. Картина неприглядная, особенно с учётом того, что в это время в городе проходило сразу несколько международных мероприятий, включая Всемирный день городов ООН-Хабитат...

На этом фоне заявления мэра, что жители города не должны чувствовать дискомфорт во время передвижения по городу и «мы работаем, в первую очередь, для людей» выглядят просто издевательскими.

Так почему же укладка плитки превратилась в канитель?

Ремонт, плитка, тротуарная плитка, рабочие
В минувшее воскресенье ремонт должен был быть закончен – на этот раз уже точно. Однако что-то снова пошло не так. Фото: Павел Ворожцов

Кто и что делал? 

В этом году в Екатеринбурге перекладывали 40 тысяч квадратных метров плитки.

По итогам торгов мэрия заключила три муниципальных контракта на ремонт тротуаров и пешеходных зон:

  • 21 мая с фирмой «Строительная Компания – Градстрой» – на сумму 213,6 млн рублей (проспект Ленина от ул. Луначарского до ул. Гагарина);
  • 29 мая с ИП Шамов С.А. – на сумму 36,7 млн рублей (проспект Ленина от ул. Карла Либкнехта до ул. Луначарского);
  • 22 июля с фирмой «ПСК Спецконструкция» – на сумму 53,6 млн рублей (улица Малышева от ул. Луначарского до ул. Восточной).

Предельный срок сдачи работ по контрактам у ИП Шамов и «Градстроя» истекал 15 ноября, у «ПСК Спецконструкции» – 22 ноября.

Многих екатеринбуржцев это смутило: в ноябре на Урале уже снег лежит – как можно укладывать плитку? На самом деле – это возможно, но только если у подрядчика есть необходимое оборудование и материалы.

– Укладка гранитной плитки происходит в два этапа, – объяснили «Облгазете» в компании «Лучший двор», которая специализируется на благоустройстве тротуаров в Санкт-Петербурге. – Основание важно подготовить при плюсовой температуре, поскольку мёрзлая почва не уплотняется трамбовкой, и весной она оттает и просядет, что может привести к появлению неровностей и ям. Второй этап – это непосредственно укладка плитки, обработка швов и конечное уплотнение. Сначала кладётся монтажный слой (песок с цементом), но если он намокнет, а потом ещё и замёрзнет, то этот слой не утрамбуется, и когда оттает –  будут провалы. Чтобы этого не произошло, ремонтируемый участок надо укрывать и греть тепловыми пушками, а также сушить песок. На больших площадях это очень затратно финансово и трудоёмко.

Подписав контракты, подрядчики уже в июне раскурочили тротуары в нескольких местах, но к укладке новой плитки приступили только… в августе. Задержку объяснили тем, что к ним вовремя не поступил гранит – мол, поставщики сначала отработали заказы Москвы и Санкт-Петербурга, а к регионам перешли в последнюю очередь.

Вопрос – почему никто из специалистов мэрии не предусмотрел этих рисков заранее? Где была твёрдая рука председателя комитета по благоустройству Тамары Благодатковой и замглавы по благоустройству Алексея Бубнова?! Неужели о приоритетах гранитных монополистов стало известно только к началу осени?

Проблема – в аукционах

Очевидно, что главная причина нынешнего хаоса – в подрядчиках: они оказались не готовы к взятым на себя обязательствам. Но как же тогда они получили эту работу?

По словам мэра, всему виной федеральная система госзакупок, по которой отбираются подрядчики. В соответствии с 44-м федеральным законом власти обязаны объявлять электронные аукционы на закупки товаров (услуг), и побеждают в этих аукционах те, кто предлагает максимально низкие цены. Но ведь давным-давно известно золотое правило, согласно которому из трёх составляющих («быстро», «качественно», «недорого») можно выбрать только две и никак иначе.

В словах Высокинского есть значительная доля истины – изъяны системы аукционов сегодня признают все. У нас даже Большой театр (поскольку он – государственное учреждение) по закону вынужден приглашать исполнителей через аукционы, а значит, тех, кто согласится спеть партию Тоски за меньшие деньги, а не, к примеру, Анну Нетребко. На недавнем форуме «Города России» о проблеме аукционов в открытую заявил полпред президента в УрФО Николай Цуканов.

Но ведь у нашего регионального парламента есть право законодательной инициативы – так почему бы не воспользоваться им и не предложить на федеральном уровне скорректировать систему?

У мэрии возникла идея создать муниципальную организацию, которая займётся благоустройством города. Вроде бы, резонно. Но тут опять возникает призрак 44-го закона: где гарантия, что тендер на работы выиграет именно она?

Принимать или нет?

Сегодня, по данным федерального сайта госзакупок, ни один из подрядчиков до сих пор не закрыл контракт. ИП Шамов и «ПСК Спецконструкция» фактически выполнили 90 процентов работ, получив от мэрии 29,5 и 49,5 млн рублей соответственно. А «Строительной Компании – Градстрой» вообще перечислено только 150,9 млн рублей – это 70 процентов от суммы контракта.

Примет ли мэр оставшиеся работы? Думаем, что да. Иначе бюджетные средства будут считаться неосвоенными.

В пресс-службе администрации города «Облгазете» сообщили, что процесс приёмки идёт как раз в эти дни, но более развёрнутой информации оперативно предоставить не смогли.

В планах администрации – в следующем году одеть в гранит тротуары всей центральной части города. Опыт этого года обещано учесть – с подрядчиками, которые не справились с работой, сотрудничать больше не будут (а с кем тогда будут работать? На аукционы-то нынче заявились только указанные фирмы!).

...А по весне, когда растает снег, можно будет оценить и качество сделанного...

Мнение: «Мэр должен быть прапорщиком с полномочиями маршала»

В Москве тротуары повсеместно мостят гранитом с 2015 года в рамках программы «Моя улица». Стахановские темпы столичного благоустройства вдохновили власти Екатеринбурга, но на другую сторону медали они не обратили внимания. Между тем в московских СМИ и соцсетях можно увидеть фотографии закатанных в гранит тротуаров, которые спустя всего пару сезонов вновь нуждаются в ремонте. Где-то дорогостоящая плитка просто проседает, где-то превращается под ногами в «клавиши», а то и вовсе встаёт на ребро. Почему так происходит? Мы обратились за комментарием к заслуженному архитектору РФ Сергею Ткаченко.

– На любое преображение города отрицательно влияет стратегия быстрых результатов. Всё должно быть выполнено незамедлительно, иногда без проекта, чтобы можно было отрапортовать наверх или убедить жителей, что город был худшим в стране, а становится лучшим в мире.

То мощение, что сделано на столичных расширенных тротуарах, часто уже в момент сдачи имеет недочёты, а через полгода, как правило, требует ремонта. Надо отдать должное московским чиновникам, ответственным за программу «Моя улица», – они тут же начинают ремонтировать то, что было некачественно выполнено несколько месяцев назад. Средств на это, по всей видимости, хватает.

Муниципальные власти в высшей мере заинтересованы в выполнении плановых заданий и освоении бюджетных средств, но возможно, в муниципальном бюджете не хватает средств на размах, похожий на московский. Это право выбора главы администрации – снять средства с социальных программ, всё равно хромающих, и перенаправить на модную сегодня тему – благоустройство, за которую можно и получить благодарность, и пострадать. Сейчас качество городской среды, вычисляемое по критериям конструкторского бюро «Стрелка», становится одной из лидирующих позиций в шкале оценки деятельности главы администрации.

Профессиональных подрядчиков, конечно же, всегда не хватает. Кроме того, они часто стараются держаться в стороне от бюджетных контрактов, поскольку выделенных средств в итоге может не хватить, а можно и не получить заработанного – а с властью судиться не будешь.

Но основная проблема –  отсутствие  должной системы подготовки  кадров, как   у   строителей,   так   и   у   проектировщиков.   Проекты   благоустройства зачастую   делаются   специалистами,   не   обладающими   необходимыми   и достаточными   компетенциями,   а   реализуются   силами   сотрудников управляющих компаний, основная работа которых – обслуживание ЖКХ.

Что касается контрактов,  то если конкурс проводится  с  соблюдением всех критериев, то   выиграть  должна   самая   слабая  подрядная  организация.  Она априори не сможет качественно справиться с заданием – не хватит средств, уменьшенных во время торгов,  не хватит профессиональных компетенций у сотрудников, получающих минимальную зарплату, не будет возможности выполнить профессиональный проект благоустройства.

На мой взгляд, сегодня только авторитарно действующая администрация может добиться качественного благоустройства города – жёсткий контроль за всеми, вплоть до прорабов, и тогда не помешают ни конкурсы, ни отсутствие компетентности исполнителей. Проектировщики, работавшие на строительстве Дворца съездов в Кремле, рассказывали, что Никита Сергеевич Хрущёв регулярно появлялся на строительной площадке – просто заходил без охраны, интересовался, спускался в котлован. Объект был сдан в срок и с высоким качеством. В течение многих лет я был свидетелем и участником того, как Юрий Лужков еженедельно проводил субботние объезды столичных строек, и это положительно влияло на весь процесс принятия как управленческих, так и творческих решений, включая вопросы финансирования.

Только заинтересованность первого лица администрации может поставить процесс благоустройства на правильные рельсы. Но это значит, что глава города должен успевать как минимум раз в неделю превращаться в «прапорщика с полномочиями маршала»…

Справка «Облгазеты»

Сергей Борисович ТКАЧЕНКО – заслуженный архитектор РФ. Работал в «Моспроекте-1»,   «Моспроекте-2»   и   "Моспроекте-4". В 2004–2011 гг. — директор ГУП НИиПИ Генплана г. Москвы. В 2014–2015 гг. — главный архитектор города Калуги. С 2003 года — профессор кафедры градостроительства Московского архитектурного института.

Автор таких градостроительных работ, как актуализированный Генплан развития Москвы до 2025 года, генеральные планы Беслана и Нижнего Новгорода, особой экономической зоны «Алтайская долина». Автор проектов по развитию комплекса зданий мэрии Москвы, реконструкции здания думы  и   Совета   Федерации, реконструкции   и  реставрации   Старого  Гостиного  двора, строительству высотных зданий в ММДЦ «Москва Сити» и других

архитектор
Фото: РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №227 от 10.12.2019 под заголовком «Ошибка № 44»
Областная газета Свердловской области