Шесть тезисов Александра Высокинского о благоустройстве Екатеринбурга

Презентуя Екатеринбург, как будущую столицу ЭКСПО, Александр Высокинский не забывает о проблемах благоустройства города. Фото: Алексей Кунилов

Презентуя Екатеринбург, как будущую столицу ЭКСПО, Александр Высокинский не забывает о проблемах благоустройства города. Фото: Алексей Кунилов

Чуть больше недели остаётся до объявления столицы ЭКСПО-2025, но заботы о достойной презентации Екатеринбурга миру не мешают главе города Александру Высокинскому заниматься вопросами  благоустройства. О самых интересных задумках мэр рассказал журналистам.

О нехватке парковок

– За последнее десятилетие доходы населения увеличились, в том числе в долларовом эквиваленте. Количество автомобилей на тысячу жителей достигло уровня Москвы. Инфраструктура города рассчитана на 1,2 миллиона человек, а реально сегодня проживает два миллиона. Кстати, Екатеринбург – единственный из миллионников, где население начиная с 2000-х годов росло. Так вот, 1,5 миллиона человек в Екатеринбурге прописано. Ещё 250 тысяч живёт без прописки и 250 тысяч – маятниковая миграция из близлежащих городов. И 30 процентов машин Екатеринбурга – машины тех, кто приезжает. Это обратная сторона того, что Екатеринбург стал многофункциональным центром развития всего региона.

Парковки в центре города, которые мы называем деловыми, останутся. Но будут платными однозначно, решение по ним готовится. Парковки в жилых микрорайонах – другая ситуация. Если это новый жилой комплекс, он сдаётся сразу с парковочными местами.  А если это, например, Академический район, там тысячи парковок стоят свободными. Стоимость парковки – порядка 300 тысяч рублей. Спрашиваю у жителей: почему не покупают? Они отвечают: «Мы лучше эти 300 тысяч вложим в покупку нового авто».

Что касается Ботаники, ЖБИ, то эти микрорайоны строились в советское время, когда норматив градостроительного проектирования составлял два легковых автомобиля на один подъезд девятиэтажного дома. А что сейчас? У каждой семьи – машина, а то и две.

Можно, конечно, остановить экономический рост Екатеринбурга. Люди будут терять в доходах, перестанут ездить на авто, начнут уезжать из города. Но это неприемлемый вариант. Поэтому парковочный вопрос решаться будет в любом случае. 

О подземной парковке на площади 1905 года и ледовом городке до марта

– На следующей неделе закрываем парковку на площади 1905 года – начнётся строительство ледового городка. Стоимость его – 20 миллионов рублей. Мы с коллегами посчитали – получается, день эксплуатации городка стоит 700 тысяч. Недешёвое удовольствие! Сейчас обсуждаем: может, городок у нас до первого марта простоит. Главное – обеспечить безопасность жителей. Потому что если на улице слишком холодно, лёд становится хрупким. А если слишком тепло, лёд начинает таять, в городке появляется грязь, что позитива не прибавляет.

Сейчас рассматриваем варианты организации подземной парковки на площади. Переделать всю площадь под подземный паркинг невозможно – весной по ней танки ходят во время парада. Делать перекрытия, которые выдержат танки, очень дорого. Поэтому ищем вариант подземной парковочной зоны. Либо будем использовать многоэтажные паркинги в районе центра и «привязывать» к ним новые пересадочные зоны. Пока всё в стадии обсуждения.

О цифровых ноу-хау

– То, что наше с вами будущее связано с цифровыми технологиями, уже факт. И план их внедрения есть. Во-первых, это развитие сотовых сетей нового поколения 4G и 5G. Во-вторых, сеть видеокамер, регулирующих дорожное движение в городе. Они будут отслеживать частоту движения общественного транспорта, двигающегося по графику. И эти же камеры будут следить за уборочной техникой.

В-третьих, это цифровые технологии общения власти города с населением. Приведу пример: когда в 2000 году мы разрабатывали стратегический план развития Екатеринбурга, Интернета практически не было. И чтобы узнать пожелания жителей, мы купили 5000 почтовых открыток с обратным адресом администрации города. Разослали их, выложили в местах массового пребывания людей. Граждане от руки их заполняли и отправляли нам. Тогда вернулась почти половина карточек. Пожелания были простыми: кому-то форточку в подъезде поменять, где-то пешеходную дорожку восстановить.

Интернет значительно упростил задачу. В настоящее время делаем портал «Активный гражданин». В каком виде он будет работать, сейчас обсуждается. По-умному его нужно запускать совместно с экспертным советом СМИ. Каждое крупное информагентство или издание может стать носителем площадки по определённому направлению – благоустройство, транспорт, например. Цель – чтобы у каждого жителя была возможность высказаться и увидеть, как власть решает его вопрос.

О реновации жилья

– Внедрять программу реновации нужно однозначно. И она должна решать проблему не только старых одноэтажных и двухэтажных домов, но и квартир-хрущёвок. Этот жилфонд выработал свой ресурс. Наработки у нас есть, постараюсь в декабре на заседании думы озвучить конкретику. Сейчас могу сказать, что делать реновацию как в Москве, где жильё строится за счёт бюджета столицы, в Екатеринбурге не получится. Нам однозначно придётся привлекать средства частных застройщиков. Ещё один момент – спекуляция жителей на отселении. Как только появляется информация, что такой-то дом расселяется, сразу же возникают юридические компании, которые покупают две-три квартиры, а потом требуют миллионы долларов за квадратные метры. Частная собственность – и по-другому не отселишь. Приходится решать эти вопросы в суде. Именно поэтому я не озвучиваю сейчас микрорайоны, где планируем начать реновацию.

Застройщики тоже видят, что отселение происходит не «метр в метр», как надо. У меня была такая ситуация с домом по улице Учителей. Прихожу в квартиру – там бабушка лет под 80. Поздравляю её с переселением в новую двухкомнатную квартиру, а она заявляет: не могу, две недели назад замуж вышла! И семья у мужа большая, так что будем отселяться по социальным нормам – надо сразу две «трёшки».

А случаи, когда по 50 человек в одной комнате прописаны? Известная ситуация. А когда семейные пары, узнав о том, что дом поставлен под отселение, срочно оформляют развод после 40 лет совместной жизни, а потом требуют отдельные квартиры?! Эта спекуляция очень мешает. Как только мы решим вопрос отселения «метр в метр», меняя старое жильё на новое, экономика начнёт работать. Проекты есть, в декабре выносим на думу.

Об «уральском Диснейленде»

– Мы с коллегами решили поставить эксперимент и объявили конкурс концепций по развитию парка без заранее подготовленного технического задания, чтобы не ограничивать свободу творчества. Просьба у нас только одна – чтобы парк мог использоваться круглогодично. Нам уже предложили построить Диснейленд, а я ответил, что он не окупится. При -15 °С желающие покататься на американских горках, наверное, найдутся. Но много ли?

Приветствуются варианты развития парка, где помимо идеи есть ещё и готовность инвестировать средства в парк. Чем больше частных денег будет вложено на каждый бюджетный рубль, тем лучше проект.

О «Большом Екатеринбурге» и «корове в дом»

– Вопреки заявлениям некоторых СМИ, проект «Большой Екатеринбург» не свёрнут. Сейчас разрабатывается единая схема города с учётом инженерных и транспортных сетей, учреждений соцсферы. Проект включает перечень мероприятий, которые будут реализованы в Екатеринбурге и близлежащих территориях. Никакого поглощения соседних округов не будет!

Вот примеры мероприятий в рамках проекта. Перинатальный центр, который сейчас строится в Верхней Пышме, будет обслуживать и жителей Орджоникидзевского района Екатеринбурга, и Берёзовского. Городская больница №7 будет принимать пациентов из Берёзовского. Арамиль станет крупным логистическим центром, Сысерть – зоной производства малого и среднего бизнеса. Сюда же относится строительство скоростной трамвайной ветки в Берёзовский и Верхнюю Пышму, проект крупнейшей железнодорожной станции – Большое Седельниково и другие.

Сегодня платёжеспособный спрос Екатеринбурга в состоянии «кормить» производства и за пределами города. Если мы, к примеру, планируем реконструкцию набережных, памятников, зданий, где будем заказывать гранит? Мой ответ простой: на севере области. Чтобы экономический рост Екатеринбурга «транслировался» на эту часть региона, где есть недогруженные карьеры. Если город выполняет большие объёмы по ремонту дорог, где берём щебень и комплектующие? Опять же в области. Знаете принцип: в дом – хоть корову, а из дома – ни иголки? Вот по нему и идём.

О транспортной реформе

– Мы стремимся к тому, чтобы транспортная реформа с 1 июля 2019 года состоялась. Готовим депутатские слушания на декабрь-январь, чтобы обсудить её. Есть несколько вариантов ситуации. Первый: ездим на старом транспорте и просто реформируем сети, чтобы изменить маршруты. Второй: закупаем новые трамваи, но каждый из них стоит 40–50 миллионов рублей. И лично я хочу, чтобы эти «лайнеры» уже начали по городу «летать» – комфортные, красивые, с кондиционерами. Значит, надо привлекать средства, а это 5–6 миллиардов.

Если мы это делаем только за счёт бюджета, значит, останавливаем стройки новых школ, детских садов и других объектов. Это недопустимо. Губернатор Евгений Куйвашев чётко поставил задачу – должен быть сбалансированный подход, а именно: город готов участвовать бюджетом, но в паритете с бизнесом.

Нужно также обсудить тарифы – возможен ли их рост и насколько? Вопросов много. Могу сказать, что уже обсуждается вариант использования канатных дорог, которые работают в Нижнем Новгороде, в Нью-Йорке. Это большие транспортные схемы, где скорость движения значительно выше – до 30 км/ч. Возможно, использовать такую дорогу, чтобы соединить станцию метро «Ботаническая» с Академическим районом, или провести её на Химмаш.

  • Опубликовано в №210 от 15.11.2018 
Областная газета Свердловской области