«Пени исчезают в полдень»: как муниципалитеты борются с должниками за услуги ЖКХ

Задолженность за услуги ЖКХ в Свердловской области снижается  Фото: Павел Ворожцов

Задолженность за услуги ЖКХ в Свердловской области снижается Фото: Павел Ворожцов

Одним из самых болезненных вопросов ЖКХ остаются долги населения за коммунальные услуги. В масштабах страны это 535 млрд рублей, и год от года цифра увеличивается. В Свердловской области динамика обратная – наблюдается небольшое, но снижение задолженности. Управляющие компании и ресурсники проявляют чудеса креатива, пытаясь достучаться до совести должников.

Перед началом этого отопительного сезона губернатор Евгений Куйвашев поставил задачу по сокращению долгов населения за энергоресурсы.

– По сравнению с аналогичным периодом 2017 года этот показатель сегодня снизился на 3,5 процента, но общий объём долга по-прежнему очень высок и составляет более 6 миллиардов рублей, – констатировал глава региона.

Эти слова не оставили без внимания в Нижнем Тагиле. На совещании в мэрии директор МУП «Нижнетагильские тепловые сети» Сергей Козлов сообщил, что долг населения за энергоресурсы составляет около 500 миллионов рублей. Еще около 300 миллионов должны юридические лица. Из-за этого предприятия тратят на ремонт теплосетей значительно меньше положенных нормативов.

– Без решения проблемы долгов нормальная работа энергетического комплекса города становится невозможна, – считает Сергей Козлов.

В мэрии решено было развернуть информационную кампанию среди населения с призывами к добровольному погашению долгов за услуги ЖКХ.

Как повлияют на злостных неплательщиков призывы чиновников, сказать трудно. Возможно, придётся воспользоваться и другими легальными способами возвращения долгов. Их в активе свердловских коммунальщиков великое множество. Используются методы и кнута, и пряника.

К «пряничным» относятся всевозможные бонусы. Например, в этом году компания «Облкоммунэнерго» во всех городах присутствия объявила акцию «Пени исчезают в полдень»: при полной оплате суммы основного долга пени списывались автоматически. В управляющих компаниях практикуются розыгрыши ценных призов среди граждан, погасивших многомесячный долг. При этом дисциплинированные жильцы обижаются. К жёстким мерам можно отнести моральное давление, отключение каких-либо ресурсов (чаще всего электричества), «позорные» метки в квитанциях и обращение в суд.

– Мы занимаемся теплоснабжением Кушвы. Выставляет счета и взыскивает долги по договору с нашей организацией компания «Расчётный центр Урала». Население накопило 102 миллиона рублей долгов за тепло и горячую воду. По опыту знаю, что самый действенный способ воздействия на должника – обращение в суд, – поделился директор МУП «Теплосервис» Василий Акулов.

Всё популярнее становится привлечение управляющими компаниями коллекторов. Недавно Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств заявила, что готова к более активному участию в возвращении коммунальных долгов. Это предложение уже приняли крупнейшие ресурсоснабжающие организации Москвы. В Свердловской области тоже есть примеры привлечения коллекторов. Например, в Первоуральске частный юрист помог жителям оформить субсидии на жильё, и они начали погашать долги. Был собран почти миллион рублей. Но чаще людей, помнящих ужасную репутацию коллекторов с выбиванием банковских долгов, пугает возможность их вмешательства в коммунальную сферу.

  • Опубликовано в №214 от 21.11.2018 под заголовком «Муниципалитеты развернули борьбу с долгами за услуги ЖКХ»
Областная газета Свердловской области