«Аварийное» дело: жительница Екатеринбурга на свой страх и риск остаётся в двухэтажке, отправленной под снос

расселение аварийного дома

В полуразрушенный дом всё чаще захаживают бездомные. Фото: Павел Ворожцов

Главные герои повести Распутина «Прощание с Матёрой» до последнего отказываются уезжать из деревни на острове, который должен уйти под воду для строительства ГЭС. В наше время такими «островами» нередко оказываются старые дома, приговорённые к сносу. Жильцы не хотят прощаться с квартирой на предлагаемых условиях переселения. А чиновники, ответственные за ликвидацию ветхого жилья, и застройщики не всегда находят силы и время, чтобы угодить каждому.  Так произошло в Екатеринбурге. Из аварийной двухэтажки на Начдива Васильева, 14 расселили все квартиры, кроме одной. Договориться несогласные стороны не могут больше года, а тем временем жить в доме становится всё опаснее.

Дом с видом на расселение

На фоне пустых оконных проёмов аккуратный застеклённый балкон Гульфии Сабирзяновой выглядит дико. Из восьми квартир жилой остаётся сейчас только её квартира. В остальных – с лета гуляет ветер: их уже подготовили к сносу, сняв окна и двери. Подъезд и бывшие квартиры завалены строительным мусором и брошенной мебелью, с потолка свисают куски перекрытий и штукатурки и обрывки натяжных потолков. На полу – пустые бутылки и «бычки»: местные бездомные частенько заглядывают в дом, чтобы поживиться чужим добром или переночевать. 

расселение аварийного дома
На месте соседских квартир теперь – голые стены. Фото: Павел Ворожцов

В самой квартире только сильный холод напоминает о том, что она открыта всем ветрам и снегам. В каждой комнате работают радиаторы, но от пола и стен, которые по факту стали наружными, тянет так сильно, что это не спасает. Без тёплых ботинок ноги на кухне мёрзнут до ломоты. В ванной и коридоре углы промерзают: хозяйка ежедневно сметает с них иней.

расселение аварийного дома
В сильные морозы и ветреную погоду углы стен промерзают. Фото: Павел Ворожцов

Канализационная труба перемёрзла, электричество и газ пока работают – за них Гульфии Сабирзяновой ежемесячно приходят квитанции. Дом даже убирают время от времени. Осенью в ответ на просьбу жительницы пересчитать оплату за содержание жилья в управляющей компании отчитались, что выполнили сухую уборку мест общего пользования в подъезде – были прометены лестничные пролеты, площадки, протёрты перила. И добавили: «Выполнение влажной уборки невозможно  в связи с аварийным состоянием дома. Выполнение работ по содержанию зелёных насаждений на придомовой территории нецелесообразно, поскольку дом расселён».

Этот дом, как и старые дома по соседству, «Группа ЛСР» расселяет в рамках договора с администрацией Екатеринбурга о развитии застроенной территории в районе улиц Репина – Заводская – Начдива Васильева. В границах этих улиц возводится жилой комплекс «Флагман». Дом на Начдива Васильева, 14 в сентябре 2017 года признан аварийным и подлежит сносу. На его месте тоже будет высотка.

расселение аварийного дома
Фото: Павел Ворожцов
расселение аварийного дома
Соседний дом, который тоже будут сносить, покидают последние жильцы. Фото: Павел Ворожцов

В конце декабря освободили последнюю квартиру в доме напротив. Пока мы разговаривали с Гульфиёй Сабирзяновой, последние жильцы сгружали в фуру свой скарб. Этот дом начали сносить, но пока работы приостановили: вплотную к нему идёт газовая труба, которую легко зацепить.

Когда людей не осталось и в соседнем доме, хозяйка вывезла из квартиры все ценные вещи и теперь старается не покидать дом надолго. «Мало ли что случится? Но если честно, оставаться здесь страшно».- говорит она. И объясняет, что заставляет её на свой страх и риск оставаться здесь.

расселение аварийного дома
Фото: Павел Ворожцов
расселение аварийного дома
О том, что раньше в этих квартирах жили люди, теперь напоминают только свалки из мебели и строительного мусора. Фото: Павел Ворожцов
расселение аварийного дома
В таком доме опасно не только жить – даже зайти туда страшно Фото: Павел Ворожцов
расселение аварийного дома
Фото: Павел Ворожцов
расселение аварийного дома
Фото: Павел Ворожцов
расселение аварийного дома
Фото: Павел Ворожцов

33 года вместо трёх лет

- Служебную квартиру в 41,6 квадрата муж получил в 1984 году, будучи сотрудником Уральского домостроительного комбината,- рассказывает Гульфия Сабирзянова.- Обещали, что через три года этот дом снесут, и нам подберут другое жильё. Но три года затянулись на 33…

В 2004 году дом был передан в муниципальную собственность, а через год истёк так называемый «предельный срок его эксплуатации»: в доме, построенном в середине прошлого века, в плачевное состояние пришло всё – от крыши до междуэтажных деревянных перекрытий. Однако приватизировать квартиру в 2009 году супругам почему-то разрешили. А в сентябре 2017 года дом постановлением мэрии Екатеринбурга был признан аварийным и подлежащим сносу. Администрация Верх-Исетского района уведомила жильцов о предъявлении требований о сносе дома и о том, что им будет предоставляться возмещение за изымаемые земельный участок и жилые помещения. Это и стало камнем преткновения.

Как пояснили в пресс-службе «Группы ЛСР», на основании экспертной оценки застройщик предложил собственнице на выбор компенсацию в размере 2 миллиона 189 тысяч рублей или помощь в подборе другого жилья.

 – С мая 2017 года Гульфии Сабирзяновой предлагались различные варианты квартир с чистовой отделкой в новостройках «Группы ЛСР»: жилых кварталах «Меридиан» и «Мичуринский». Кроме того, жительнице были предложены восемь вариантов двухкомнатных квартир на вторичном рынке недвижимости, расположенных в соседних с ней домах. Но от всех этих предложений она отказалась,- пояснили в пресс-службе компании.

Однако женщина утверждает, что столько вариантов ей не показывали. Отказ же она объясняет просто просто: одни двушки требовали ремонта, а те, что приглянулись, находились в других районах или требовали доплаты. Некоторым жильцам предложение доплатить и переехать в новостройку пришлось кстати.

— Собственники одной из квартир в этом доме сразу согласились переехать с доплатой в соседний ЖК «Флагман». И мы пошли им навстречу: 40 квадратных метров в их квартире мы зачли за 40 квадратных метров во «Флагмане», хотя, разумеется, вторые стоят значительно дороже. За остальные 20 квадратных метров новой квартиры семья доплатила. Гульфии Сабирзяновой такой вариант также был предложен, — приводят пример в «Группе ЛСР».

расселение аварийного дома
Пока в доме остаётся жилая квартира, счета за коммуналку приходят исправно. Фото: Павел Ворожцов

Для самостоятельной покупки жилья по своему вкусу предлагаемой суммы женщине тоже не хватает.

– На эти деньги Гульфия Хамзиновна не только не может позволить приобрести аналогичное жильё в районе, где она проживает, она и в отдалённых районах жильё приобрести не может, – объясняет юрист Наталья Окулова, которая отстаивает интересы Гульфии Сабирзяновой. – Стоимость предложения на 2-комнатные квартиры в районе ВИЗа начинается в среднем от 2,8 миллиона рублей, не учитывая крайние этажи.

Застройщик предложил выплатить по мировому соглашению 2,5 миллиона рублей, но ценовой разрыв, по словам Гульфии Сабирзяновой, от этого никуда не исчезает.

С намерением пересмотреть назначенную выкупную цену женщина обратились за экспертизой в другую оценочную компанию. Там оценили стоимость положенной суммы уже в 4,2 миллиона рублей, по-новому пересчитав стоимость земельного участка. Специалисты городской администрации нашли в этом отчёте об оценке «грубые нарушения». В ответ была представлена бумага с подробными разъяснениями к претензиям.  После многомесячной эпопеи решать вопрос всё-таки пришлось в судебном порядке.

расселение аварийного дома
Фото: Павел Ворожцов

В конце декабря Верх-Исетский районный суд вынес решение: компания должна выплатить женщине 2,1 млн рублей. Как и было предложено застройщиком после первоначальной оценки. Теперь женщина намерена оспаривать решение в Свердловском областном суде.

В Екатеринбурге уже несколько лет говорят о реновации жилья и расселении не только двухэтажных бараков, но и старых пятиэтажек с хрущёвками. На собеседовании с конкурсной комиссией, будучи кандидатом в мэры, глава Екатеринбурга Александр Высокинский предложил разработать такую модель реновации, по которой горожане будут получать квартиры в своих же дворах – «метр в метр» и без доплаты.

Сейчас по закону равнозначность жилья определяется количеством квадратных метров и комнат. И само собой, эти метры не могут стоить одинаково в добротных, благоустроенных домах и «развалюхах», а возможность компенсировать разницу, чтобы приобрести новое жильё, есть не у всех. И уже сейчас необходимо продумывать детальные механизмы расселения. Чтобы таких частных историй о принудительном переселении граждан, которых не устраивает новое жильё и которые потому отказываются переезжать, в наших судах не стало слишком много.

Для оценки стоимости специалисты сравнивают квартиры, расположенные в аварийных домах и в других частях города. Как показывает практика в таких случаях, выкупная цена разрушающейся недвижимости намного ниже, чем у благоустроенного жилья той же площади. Было бы неверно полагать, что стоимость старой квартиры даст владельцу возможность купить новую равноценную по площади недвижимость Источник: https://okommunalke.ru/pereselenie/vykupnaya-tsena-avarijnogo-zhilyaИсточник: https://okommunalke.ru/pereselenie/vykupnaya-tsena-avarijnogo-zhilya
Областная газета Свердловской области