«Законного способа отрегулировать борьбу между УК нет»

Нередко жители многоквартирных домов оказываются в сложной ситуации. Фото: Алексей Кунилов

Нередко жители многоквартирных домов оказываются в сложной ситуации. Фото: Алексей Кунилов

В редакцию «Облгазеты» регулярно звонят читатели, которые жалуются на странные суммы в платёжках и проблемы во взаимодействии с управляющими компаниями. В прошлом году на фоне череды резонансных коммунальных конфликтов эта тема приобрела особую остроту. Мы расспросили первого замдиректора департамента Госжилстройнадзора области Лилию КАРПУХИНУ о специфике контроля за деятельностью УК в нашей области и тревожных тенденциях, которые фиксируют специалисты. 

– Лилия Анатольевна, в конце прошлого года правительство области утвердило порядок отнесения коммунальных компаний к высокой, средней и низкой категории риска. В связи с чем внедряется этот подход и какие выводы на основе этой градации может сделать простой потребитель?

– Применение риск-ориентированного подхода – это одна из частей большой реформы контрольно-надзорной деятельности. Этот порядок был внедрён для того, чтобы избавить добросовестный бизнес от ненужных плановых проверок. Мы разработали и утвердили для каждой УК определённую категорию риска, и при подготовке плана плановых проверок на 2019 год уже использовали этот подход.

УК присваивается «высокая категория риска» в случае, если компания часто привлекается судебными органами к ответственности за воспрепятствование надзорной деятельности, неисполнение предписаний лицензирующего органа, несоблюдение лицензионных требований. Решение о присвоении категории принимается на основе результатов проверок предшествующего года. Данные размещаются на сайте, чтобы с ними могли ознакомиться в том числе и простые жители. Могу вас заверить: если УК оказывает услуги ненадлежащего качества – проверяется она достаточно часто. Аналогичный подход действует в отношении ТСЖ.

Лилия Карпухина пояснила, что сегодня управляющих компаний с высокой категорией риска совсем немного. Фото: Борис Ярков

– Пожалуй, самый распространённый вопрос, с которым читатели обращаются в нашу редакцию – увеличение сумм в платёжках за услуги ЖКХ. Недавно в «Облгазете» был опубликован указ губернатора об утверждении индекса роста оплаты услуг ЖКХ. Как можно перепроверить начисленную сумму, и как часто вы сталкиваетесь с тем, что УК указывают в квитанциях сумму, которая превышает этот индекс?

– Самый простой способ перепроверить начисления управляющей организации по соблюдению ею установленного предельного индекса роста платы за коммунальную услугу – воспользоваться калькулятором для онлайн-проверки соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям, размещенным на сайте Региональной энергетической комиссии Свердловской области. Либо сделать это самостоятельно путем сравнения предъявленного потребителю размера платы за коммунальные услуги в текущем году с размером платы за коммунальные услуги в декабре прошлого года. Но при этом нужно брать идентичный перечень (набор) коммунальных услуг и объем их потребления приводить к единому значению. Также в 2019 году установлены особенности индексации платы граждан за коммунальные услуги. В частности, во втором полугодии 2019 года размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце второго полугодия 2019 года сравнивается с размером платы за коммунальные услуги, предоставленные в январе 2019 года. Требования по сопоставимости набора коммунальных услуг и объема их потребления сохраняются.

Контроль соблюдения установленных предельных индексов и, соответственно, исполнения указа Губернатора Свердловской области ведёт наш департамент. В основном, УК не допускают повышения предельного роста индекса. Но, если нам поступают жалобы и нарушения, мы выходим на проверку. Фактически у нас были отдельные случаи, когда жалобы подтверждались, и мы выдавали предписания – средства гражданам были возвращены.

– В прошлом году у потребителей услуг ЖКХ появилась возможность перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими компаниями. Следите за ситуацией?

– Мы ведём реестр уведомлений на сайте и ежемесячно его обновляем. В прошлом году в департамент поступило более ста уведомлений от ресурсоснабжающих организаций по расторжению договора в одностороннем порядке – в большинстве случаев это их инициатива, обусловленная долгами со стороны УК. Хотя собственники тоже активно голосуют за переход на прямые отношения с ресурсниками.

– Позапрошлой зимой у нас был шквал звонков по поводу резкого повышения ценника за оплату услуг теплоснабжения. 

– Зимой 2017 года поменялся порядок расчёта платы за услугу. Раньше мы оплачивали по среднемесячному значению, и многие УК проводили «корректировку» платы в конце года (в положительную или отрицательную сторону). Причём были недобросовестные организации, которые производили недостоверные расчёты. Теперь ситуация более понятна: сколько гигакаллорий поступило – за столько гражданин и платит. Постепенное узнавание гражданами новых правил привело к снижению количества жалоб по данному вопросу. 

– Не стало ли новое положение поводом для спекуляций со стороны УК? 

– По результатам тех проверок, которые мы провели после изменения порядка расчёта за теплоснабжение, начислений платы за услугу не по показаниям приборов учёта выявлено не было.

– В Свердловской области немало случаев, когда УК разворачивают некую борьбу за тот или иной дом. Например, в Екатеринбурге дом на Мичурина, 237 за последний год уже несколько раз передавали из ведения одной УК к другой. Чем это можно объяснить, и часто ли такие ситуации случаются? 

– Причина банальная: спор между УК начинается в тех случаях, когда дом для них интересен. Ситуация по Мичурина немного выбивается из этой тенденции. До марта 2018 года дом управлялся УК ЖКХ Октябрьского района, но компания отказалась от управления домом, и собственники приняли решение о выборе непосредственного способа управления многоквартирного дома. Однако это решение было обжаловано районной прокуратурой. В июне 2018 года на общем собрании жильцом в качестве УК был выбран ЕМУП «СУЭРЖ». Однако в декабре с заявлением о включении многоквартирного дома в перечень управляемых домов обратилось УЖК «Евразийская». Решение департаментом пока не принято.

Вообще сегодня есть достаточно много домов, по которым идут бесконечные споры. В 2017 году нам поступило 4 836 заявлений о смене управляющей организации, в 2018 году – 6 024 (прирост – 80 процентов). Это очень много! Сожалею, что сегодня нет такой законодательной нормы, которая позволила бы отправить дом на конкурс в случае, если собственники проголосовали за смену управляющей организации 2–3 раза, например, за год. Она бы позволила прекратить вакханалию на рынке. У нас есть такие дома, по которым за полтора-два года собственник переголосовывал за смену компании до 30 раз! 

– Почему это происходит – недовольство жителей? 

– Думаю, скорее – бесконечные попытки управляющих компаний доказать, что право на управление имеет только одна из них. К сожалению, департамент не имеет права отказывать во включении в реестр в связи с наличием признаков фальсификации, хотя они встречаются. Мы предпринимали такие попытки, но Арбитражный суд нас поправил. 

– В основном это происходит в Екатеринбурге? 

– У нас бывает по-разному. 

– И никакого законного способа отрегулировать борьбу между УК нет? 

– Да, пока его нет. 

– Может быть, сейчас на федеральном уровне обсуждается какой-то документ, который может всё поправить? 

– Законодателем в этой связи является Минстрой России – сейчас там рассматривают возможность внесения изменений в приказ № 938, который регламентирует порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ. 

– Распространена ли в нашей области такая практика, когда дом управляется двумя УК? 

– На территории области есть порядка 50–60 многоквартирников, которыми исторически управляют две организации. Например, в одном подъезде – ТСЖ, в другом – УК. Мы пытаемся бороться с этой ситуацией, пока по одному из домов нас суды поддержали. 

– На качество услуг эта ситуация влияет? 

– Есть дома, по которым нет жалоб. Но на самом деле это неправильно и мешает выполнению многих текущих мероприятий по содержанию жилфонда. Простой пример – проведение капремонта, которое предполагает, что домом управляет только одна УК. Законодательна  практика управления двумя УК одним домом запрещена. 

Комментарий

Екатерина Малиновская, юрист с практикой в сфере ЖКХ:

– Все правовые отношения в данном поле между УК и собственниками урегулированы в Жилкодексе. А если кто-то начинает не совсем честную борьбу - это уже можно рассматривать с точки зрения уголовного права. Агитации в свою пользу УК проводить не запрещено. У УК и собственники есть обязанность - предоставлять протоколы и бюллетени с общих собраний жильцов на проверку в Департамент Госжилстройнадзора. Если кто-то где-то жалуется - они вправе все эти документы запросить, провести проверку. Они даже вправе вызывать людей и опросить в рамках проверки. Затем составляется акт проверки, где написано - можно ли считать это собрание легитимным. Конечно, мнение департамента учитывается, но это не истина в последней инстанции. Последнюю точку может поставить только суд.

Куда идти с жалобой?

В случае возникновения жалоб обратиться в департамент Госжилстройнадзора можно тремя способами: 

– Приехать лично в департамент в Екатеринбург (ул.Малышева, 101) или в один из отделов – в Ирбите, Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле и др.

– Можно написать в департамент письмо, но проверка будет проведена только после верификации гражданина.

– Можно обратиться через систему ГИС ЖКХ – там подтверждения личности проводится автоматически.

  • Опубликовано в №017 от 31.01.2019 
Областная газета Свердловской области