Как бороться с «чёрными мусорщиками»?

нелегальная свалка

Ликвидировать несанкционированную свалку можно, а в от найти того, кто набезобразничал - затруднительно. Фото: Алексей Кунилов

Полгода назад в рамках экологической реформы ответственность за обращение с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) взяли на себя региональные операторы. Предполагалось, что это позволит в том числе решить проблему несанкционированных свалок, ведь судьбу мусора теперь можно отслеживать на всём его пути – от контейнера до официального полигона. Но на практике всё оказалось несколько сложнее. Желающие заработать на этом деньги никуда не делись. Интернет кишит объявлениями компаний и частных лиц в духе: «Вывезу мусор. Быстро. Недорого». Проверить, действительно ли его довозят до официального полигона или вываливают в ближайшем лесу, на практике, увы, сложно. Как привлечь к ответственности «чёрных мусорщиков»?

Что видим?

Ежегодно муниципальные власти тратят на ликвидацию самовольных свалок до 300 миллионов рублей. Рассчитывали, что экологическая реформа станет спасением от этой головной боли. Мусора в лесах и оврагах действительно становится меньше. Но есть свалки, под которыми будто мусорный родник бьёт: только вывезли всё «добро», как на этом же месте уже растёт новый мини-полигон.

– В нашем городском округе как минимум пять постоянных несанкционированных свалок, – говорит замглавы Берёзовского городского округа по вопросам ЖКХ, транспорта и связи Антон Еловиков. - Они довольно крупные: с одной площадки мусор приходится вывозить самосвалами по несколько дней. Не помогают даже бетонные сваи, которые укладываем на подъездах к этим площадкам: их или объезжают, или сдвигают.

Часть этого хлама привозят самостоятельно жители. Остальное – дело рук так называемых «чёрных мусорщиков».

Согласно федеральному законодательству, вывозом твёрдых коммунальных отходов имеет право заниматься исключительно региональный оператор, но в регионе известны случаи, когда эти услуги предлагают сторонние компании.

– В адрес ЕМУП «Спецавтобаза» поступают обращения потребителей о том, что они не нуждаются в оказании услуг со стороны регоператора, так как имеют заключённый договор с иными компаниями, – пояснили в пресс-службе компании. – Такие договоры противоречат действующему законодательству и являются недействительными. К тому же заключение договоров с иными лицами не освобождает потребителей от обязанности осуществлять исполнение по договорам, заключённым с региональным оператором. В настоящий момент ЕМУП «Спецавтобаза» уведомляет надзорные органы о всех фактах заключения потребителями договоров со сторонними организациями в целях принятия ими соответствующих мер реагирования.

Что же касается договора на вывоз строительного мусора, то его можно заключать с любой лицензированной организацией, но после вывоза отходов организация должна предъявить документ, подтверждающий их приём на полигон. Но находятся и те, кто предлагает за деньги избавить страждущих от строительных отходов, а на легальной утилизации этих отходов экономит. И везут мусор в лесополосу, а то и сгружают возле чужих контейнерных площадок.

– В местных СМИ постоянно публикуются предложения вывезти любой мусор. Кто-то, печатая такие объявления, интересовался, куда доставляют отходы? – заявлял газете «Берёзовский рабочий» председатель Общественной палаты Берёзовского городского округа Владимир Перепёлкин, комментируя проблему несанкционированных свалок. – У официальных организаций есть электронный ключ для доступа их машин на полигон, а вот левые конторы, конечно, повезут мусор в лес.

Рынок услуг по вывозу строительного мусора и хлама достаточно широк. На одном из сайтов объявлений только по Екатеринбургу мы насчитали 250 предложений. Две трети из них – это объявления частников. Выставиться может любой, у кого есть самое плохонькое транспортное средство, даже отдалённо не напоминающее специализированный мусоровоз. «Могу приехать за мусором в ночное время», «Пишите – приедем через час», – гласят объявления. Стоимость услуги – от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. Утилизировать, конечно, обещают на официальных городских свалках, но как это проверить?

Начинаем обзвон: мол, надо вывезти грузовик мусора с Уктуса. Первый звонок: оказывается, что это не частник, а небольшая компания. Чтобы развеять наши сомнения, нас отправляют на сайт организации: «Там есть скан лицензии. Бумагу о том, что вывезли на полигон, предоставим, если вам требуется». Второй звонок: судя по тексту объявления, автор работает с мусором в одиночку. «А у вас есть лицензия? – спрашиваю я. – Не хочется проблем с законом». Неловкое молчание. Короткие гудки. По одному из номеров перевели тему и заявили, что после того, как хлам в мусоровозе, – «это уже не ваша проблема». Проблема, и ещё какая!

Что делать?

Недавно мэр КазаниИльсур Метшин начал борьбу с предпринимателями, которые специализируются на несанкционированном вывозе строительного мусора. На одном из заседаний, посвящённых коммунальным проблемам, градоначальник обратил внимание, что, как правило, эти предприниматели размещают объявления о своих услугах на Avito.

– Они работают там, где мы недорабатываем. Пусть меняют свою сферу деятельности, – заявил он и призвал своих подчинённых и профильных должностных лиц «в ближайшее время зарегистрироваться на сайте и в течение месяца пройтись по этим предпринимателям».

Может быть, и нам попробовать этот метод? В мэриях наших городов рады бы и сами, однако силами одного муниципалитета этого не сделать: нужна системная работа. В ряде городов есть практика использования фотоловушек, но на каждую берёзу их не повесишь, да и механизм дальнейшей работы с нарушителями, чьи автомобильные номера всё-таки удалось зафиксировать, нуждается в обкатке.

В понедельник стало известно о штрафах за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортировке, обработке и утилизации мусора – соответствующий закон подписал Президент России Владимир Путин. Для граждан штраф составит 2–3 тысячи рублей, а для юрлиц — 250–350 тысяч рублей. Дело за малым – добиться того, чтобы ответственность за нарушения стала неотвратимой. И это уже общая задача местных и региональных властей, органов контроля и надзора и региональных операторов.

  • Опубликовано в №104 от 19.06.2019 под заголовком «Медвежья услуга: кто мешает экологической реформе?»

Сюжет

"Мусорная реформа" в Свердловской области
С 1 января по всей России стартовала "мусорная реформа".

Областная газета Свердловской области