На свердловском заводе выпускали двигатели для знаменитых Т-34

танки

Каждый четвёртый танк в годы войны был оснащён двигателем, который собирали в Свердловске на заводе №76. Фото: Станислав Савин

В номере «Областной газеты» за 15 января этого года был опубликован материал «Пароль – Торгмаш» о закрытом в наши дни екатеринбургском заводе, где в годы войны выпускали для фронта авиационные бомбы. На эту публикацию откликнулась 95-летняя жительница Екатеринбурга Галина Васильевна Подкорытова, которая рассказала о свердловском заводе №76, на котором трудилась в годы войны.

– Меня очень тронула эта статья, сразу вспомнила свой завод №76, на котором довелось работать с 1941 по 1943 год. Мы производили двигатели для танков Т-34. Я горжусь, что была причастной к выпуску этих грозных машин, и эти два года на заводе запомнила на всю жизнь. В 1941 году на площадку Уральского турбинного завода эвакуировали дизельное производство из Ленинграда, так и появился наш завод. Осенью 1941 года мне было 17 лет, у меня недавно призвали на фронт отца, а я должна была пойти учиться в 10-й класс, но выбрала завод. Выбор помог сделать один из номеров выходившей тогда газеты «Уральский рабочий», где на всю страницу были объявления о том, что на уральские заводы требуются рабочие. Тогда в Свердловск эвакуировали десятки, сотни заводов, и рабочих рук не хватало. Под впечатлением этого газетного номера я села на трамвай и поехала в сторону Уралмаша устраиваться на завод.

Галина Подкорытова рассказала, что выбрала Турбинный, потому что там уже работала её подруга. В первый же день её поставили к станку, это был маленький токарно-револьверный станок Pittler. Девушка стала его осваивать. Делала болты, несложные детали.

– В нашем цехе производили метизы, – вспоминает Галина Васильевна. – Метизный корпус был большим, в нём располагались, кроме нашего механического цеха, термический и сборочный цеха, в последний нас даже не пускали. Кроме того, был громадный корпус, в котором производили детали двигателя – коленвалы, распредвалы, цилиндры двигателя. Отдельный цех выпускал поршневые кольца. Производство было большим; став потом технологом, инженером, я с позиции приобретённых знаний смогла оценить, насколько же оно было подготовлено для размещения на новом месте. В памяти остались девчонки, эвакуированные из Ленинграда, они работали на заводе. В перерывах, когда мы грелись возле печек, они рассказывали мне про свой родной город. С ними я впервые мысленно прошлась по Невскому проспекту и полюбила Ленинград.

Читательница «Облгазеты» особенно запомнила мальчишек – метр с кепкой, их привозили на завод работать учениками. На деле им выпадала монотонная, трудная работа подавать в станки заготовки. В памяти жительницы Свердловска, ковавшей Победу в тылу, осталось, как одному из этих мальчиков по плечо оторвало руку. Ещё из тех воспоминаний – старые узбеки, которые также трудились рядом. Молодёжь из Средней Азии была на фронте, а стариков мобилизовали и отправили на уральские заводы.

– До сих пор помню, как в своих грязных ватных халатах они таскали тяжёлые металлические прутки, – говорит Галина Подкорытова.

Рассказала она и о строительстве железнодорожного пути через нынешний проспект Космонавтов до Уралмаша, где происходила сборка танков Т-34. После ночной смены, вместо отдыха, мужчины шли рыть лопатами траншею для прокладки железнодорожной колеи. Читательница попросила редакцию напомнить землякам, на каком уральском заводе производили двигатели для «тридцатьчетвёрки». 

В 1941 году на площадку Уральского турбинного завода было эвакуировано дизель-моторное производство Кировского завода из Ленинграда и Харьковский дизельный завод №75. Так появился на Урале завод №76. Моторное производство на этой площадке существует и сейчас. После войны, в апреле 1946 года, моторный и турбинный заводы были объединены в Турбомоторный. А в 2003 году на базе дизель-моторного комплекса ОАО «Турбомоторный завод» было организовано ООО «Уральский дизель-моторный завод», который сегодня входит в Группу Синара.

В годы войны на долю завода №76 выпала важная миссия по комплектации двигателями танков Т-34 и КВ. В 1941 году дизельных двигателей В-2 для танков катастрофически не хватало, и многие Т-34 комплектовались карбюраторными моторами М-17, это плохо сказывалось на живучести боевых машин. Только с пуском завода №76 удалось полностью отказаться от бензиновых моторов, которые легко горели на поле боя, и перейти на дизельные. В годы Великой Отечественной войны каждый четвёртый танк шёл в бой с фашистами с мотором свердловского завода. В среднем на заводе выпускали по 25–30 танковых двигателей в сутки. За это уральский завод в 1942 и 1943 годах был награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации»

  • Опубликовано в № от 30.01.2020 под заголовком ««Горжусь, что была причастной к выпуску грозных машин»»

Сюжет

Города трудовой доблести
Несколько городов Свердловской области могут получить звание «Город трудовой доблести».

Областная газета Свердловской области