Эти маршруты должен знать каждый

Презентация новой книги Анатолий Кириллов

Анатолий Кириллов не только написал книгу о маршрутах Победы, но и проложил их на карте Европы Фото: Алексей Кунилов

Вчера в Екатеринбурге директор Центра истории Свердловской области, доктор исторических наук Анатолий Кириллов презентовал свою новую книгу «Маршрут Победы», посвящённую 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Автор задаётся вопросом – из чего складывается понятие Победы? Что должна знать молодёжь о беспримерном подвиге советского народа и Красной армии, освободившей от фашизма свою Родину и Европу? Анатолий Кириллов полагает, что школьники и студенты должны прежде всего больше знать о городах-героях и получивших звание «Город воинской славы», наградах этой войны и, конечно же, о вкладе Урала в Победу.

У нас всего 12 городов-героев. Положение о таком звании для городов, сыгравших исключительную роль во время сражений, было утверждено 8 мая 1965 года. Открывает список Брестская крепость, у неё и звание соответствующее – «Крепость-герой». Следующая по хронологии сражений – Одесса.

– Одессу пытались взять румынские и немецкие войска довольно долго, – рассказывает Анатолий Дмитриевич. – И неизвестно, чем бы закончилась оборона города, но поступил приказ перебросить все войска в Севастополь, там сложилась опасная обстановка. В Одессе уже не было войск, но румыны почти сутки не решались войти в город – они до смерти боялись моряков, которые воевали умело и храбро. И подобных историй немало в истории каждого города-героя.

«Городов воинской славы» у нас более 20. Положение об этом звании появилось 11 мая 2006 года. Это прежде всего московское направление, гитлеровцы рвались к Москве, но на их пути встали Вязьма, Ельня, Волоколамск и другие города. Следующая группа – кавказская: Малгобек, Грозный, Туапсе и другие. Ещё одна группа – в Центральной России: Курск, Белгород, Орёл, Воронеж.

Отдельная глава – о маршалах Победы, которых у нас 11. Мы уже не задумываемся о смысле выражения «народ-победитель», оно верное, конечно, но кто вёл в бой и выигрывал сражения? Рождённые войной полководцы, которые оказались на голову выше немецких фельдмаршалов.

– Во время школьных экскурсий я иногда спрашиваю, – улыбается Анатолий Кириллов, – знают ли они об ордене Победы? Почти все слышали о таком. А кто был первый им награждён? Сталин! Нет, говорю, Георгий Жуков. Сталин позволил себя наградить этим орденом только за освобождение Украины и после Победы. А сам орден был учреждён после освобождения Киева, с которого и пошли города на Руси.

Ещё одна серьёзная тема – чем ближе 75-летие Победы, тем больше появляется на Западе фальсификаторов, которые считают СССР захватчиком и агрессором, а не освободителем Европы. Но французы ликовали, когда узнали, что дивизии, бравшие Париж, полегли под Сталинградом: «Русские братья отомстили за нас!»

Причём действуют на неокрепшие души и умы давно отработанные политтехнологии, которые были задействованы в развале царской России, а потом и в уничтожении СССР. Вот почему эта книга обязательно должна дойти до школьных и студенческих библиотек, для чего она и была издана.

Как известно, после Победы над фашистской Германией был ещё и разгром войск милитаристской Японии. Только тогда стало возможным создание Китайской Народной Республики, которую сразу признал СССР и установил с ней дипломатические отношения. 70-летие события отмечалось на этой неделе.

В Центре истории вчера презентовали ещё одну книгу – «Урал – Китай. Прошлое, настоящее, будущее». Это уже второе издание – на русском и китайском языках. Урал с Китаем связывает многое. Например, накануне революции 1917 года на Урале было довольно много китайцев – работали на лесоповале, в шахтах, строили железную дорогу. А когда капиталистов свергли, многие из них ушли в Красную армию.

И Мао Цзедун не случайно посетил Свердловск, который тогда уже стал индустриальным центром. И в становлении китайской промышленности немалую роль сыграли уральские инженеры и технологии. И сейчас мы видим, что у России и Китая не только дружеские отношения, но динамично нарастающее сотрудничество, о чём, собственно, и эта книга.

  • Опубликовано в №180 от 03.10.2019 под заголовком «Эти маршруты должен знать каждый»
Областная газета Свердловской области