Дороги в никуда: власти Екатеринбурга не спешат ставить на свой баланс подъездные пути к коллективным садам

коллективный сад

Протяжённость подъездных дорог к СНТ Екатеринбурга составляет десятки километров, и большая часть из них находится в аварийном состоянии. Фото: Павел Ворожцов

Жители Екатеринбурга массово жалуются на аварийное состояние подъездных дорог к садовым некоммерческим товариществам на окраинах города. Теперь, когда по новому закону о садоводстве и огородничестве в дачных домах можно прописываться, людей, постоянно проживающих на территории СНТ, становится всё больше. Но местные власти не спешат с решением этой проблемы: обращения в городскую администрацию и думу результатов не приносят. Пока чиновники бездействуют, дороги к садам продолжают разрушаться.

Ямы и колдобины

На днях в редакцию «Облгазеты» позвонил житель СНТ «Садовод № 22» в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга Олег Ермолаев. Он рассказал, что уже несколько лет не может добиться от муниципальных властей ремонта асфальтированной дороги, которая ведёт в его сад. Она начинается от улицы Коммунистической, пролегает вдоль Северного кладбища и упирается в лес. Длина дороги – три километра, но чтобы их преодолеть, даже внедорожнику понадобится полчаса.

– Дорога настолько убитая, что таксисты отказываются по ней ехать, боятся угробить машины, – говорит Олег Ермолаев. – Рядом с нашим СНТ находится ещё 15 садов, в которых круглый год живут несколько сотен семей. Это же целый микрорайон! Из-за ям и колдобин детям, живущим здесь, приходится ходить в школу пешком. Пенсионерам тоже несладко: скорая помощь едет по этой дороге почти час. А в зимнее время садоводы вынуждены платить деньги, чтобы заказать грейдер для уборки снега, либо просить о помощи знакомых дорожников.

Когда мы выехали на место, то увидели и впрямь ужасную картину: на всём протяжении дороги не было ни одного целого участка. На каждом шагу то и дело встречаются ямы шириной в несколько метров. Водителям приходится объезжать лужи или пересекать их на свой страх и риск — велика вероятность того, что машина налетит на камень и повредит подвеску. В итоге до садового участка Олега Ермолаева мы доехали на «Ладе Приоре» за 37 минут.

– Кому я только не жаловался на эту дорогу: и в районную администрацию, и в городскую. Везде одни отписки, что на балансе Екатеринбурга её нет, – объясняет пенсионер. – Прошлым летом, когда были выборы в городскую думу, даже обратился к нынешнему её председателю Игорю Володину. Он заверил меня, что проблему решит. И через несколько дней к Северному кладбищу стянули дорожную технику, но после выборов грейдеры и асфальтоукладчики уехали, а аварийная дорога осталась.

Пустые бумаги

Юридически подъездной дороги к СНТ «Садовод № 22» действительно нет, поэтому чиновники и отвечают, что не могут её отремонтировать. По словам пресс-секретаря администрации Екатеринбурга Виктории Мкртчян, при строительстве садовых дорог на баланс города их никто не передавал. Соответственно, и их содержание ложится на лиц, построивших дороги. Но в большинстве случаев этих людей не найти. В советские годы коллективные сады и подъездные пути к ним строили промышленные предприятия и социальные учреждения, многих из которых уже нет. А те, кто выжил в 90-е, посчитали СНТ непрофильными активами и отказались от лишней социальной нагрузки. В частности, СНТ «Садовод № 22» построил Уралмашзавод. И если на участки у садоводов бумаги есть, то на дорогу, которую строили по хозрасчёту, их не осталось.

Но это проблема СНТ не одного района города. С такой же ситуацией столкнулись жители 20 садов на 12-м километре Чусовского тракта. Председатель СНТ «Коммунальщик» Ардалион Стародубцев возмущён тем, что за Чусовским трактом ежедневно следят, а дорога к их саду муниципальным властям не нужна. Раньше садоводы на свои средства ремонтировали её и чистили асфальт от снега, но с этого года такая самодеятельность полностью запрещена.

– По новому закону о садоводстве и огородничестве № 217-ФЗ с 1 января СНТ не имеют права оплачивать какие-либо услуги за пределами своей территории, – подчеркивает Ардалион Стародубцев. – Поэтому я встретился с председателями соседних садов, и мы написали коллективное обращение в министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области. Надеюсь, хотя бы они разберутся с этим вопросом и обратят на него внимание городской администрации.

Поможет прокуратура

В комитете благоустройства Екатеринбурга и рады бы помочь садоводам, но там говорят, что практически все подъездные пути к СНТ не являются автодорогами общего пользования местного значения, поэтому муниципалитет не может выделить средства на их ремонт. По сути, эти дороги бесхозные. Чтобы передать их на баланс города, садоводам нужно пройти множество инстанций. Процедура передачи занимает не менее двух лет и возможна только в том случае, если дорога находится на муниципальной земле, а не в частной собственности.

–  Мы занимаемся этой проблемой уже более пяти лет, но её решения до сих пор нет, – рассказала «Облгазете» председатель Союза садоводов Екатеринбурга Надежда Локтионова. – Эти дороги не являются самостоятельными объектами имущества. И прежде чем ставить бесхозные дороги на баланс, надо провести их инвентаризацию. Первым делом дороги нужно размежевать, посчитать их количество и протяжённость, внести координаты в кадастровую карту, а затем через постановление городской администрации оформить их на карте Екатеринбурга. По существующему у городской администрации плану эти работы они завершат к 2022 году. Сколько времени займёт постановка проблемных дорог на баланс, пока неизвестно.

Ускорить процесс может обращение в прокуратуру. По словам президента Урало-Сибирской коллегии адвокатов Игоря Упорова, процедура постановки дорог на муниципальный баланс до сих пор непрозрачна. Чиновники не спешат этого делать по простой причине: после включения подъездов к СНТ в перечень автодорог местного значения за ними придётся ухаживать и выделять деньги на их содержание. А их в бюджете может и не быть, да и кому нужны лишние заботы.

– Если муниципалитет пропускает жалобы садоводов мимо ушей, то прокуроры заставят обратить на них внимание и обяжут чиновников поставить дорогу на учёт, – поясняет Игорь Упоров. – В своей практике я не раз сталкивался с такими ситуациями. В среднем эта бюрократическая процедура затягивается на полгода-год, в крайних случаях может длиться и до двух лет. Если после постановки на баланс дорогу всё равно никто не чистит и не ремонтирует, то садоводам надо снова писать в прокуратуру. Прокуратура заставит власти это делать: если дорогу не расчищать, то невозможно будет обеспечить людей медицинским и социальным обслуживанием, а это грозит властям не только административной ответственностью, но и уголовной.

  • Опубликовано в №197 от 26.10.2019 под заголовком «Дороги в никуда»

Сюжет

«Дом. Сад. Огород»
Особенности и секреты садового хозяйства на Среднем Урале.

Областная газета Свердловской области