Темы дня

Марийский дом: зачем под ава кашта* подкладывают шерсть?

марийский дом

Традиционно марийский дом украшается деревянной резьбой под скатом крыши Фото: Андрей Бобрихин

Мари пришли на территорию Среднего Урала в XVI веке. Больше всего представителей марийской национальности в Артинском, Красноуфимском и Ачитском районах. Есть два марийских поселения и в Нижнесергинском районе. Но в последние годы много марийцев стали горожанами, переехали в Екатеринбург и расселились по всему региону. Однако потребность сохранить традиции своего народа осталась у каждого представителя мари. «Областная газета» расскажет, как построить традиционную марийскую усадьбу — мы продолжаем проект об устройстве дома в национальном стиле (начало в номерах за 1.12.2018 и 15.12.2018).

Очаг посреди кудо

Уральские мари — те, что пришли в регион из Башкирии и Пермского края, из-под Кунгура. «По дороге» на Средний Урал с Волги, где жили традиционно, они уже изменили кое-какие свои привычки и правила устройства быта. К примеру, на Волге представители этой народности занимались всегда только земледелием. Но наши, уральские, мари стали и охотниками (зверей в лесу богато), и рыболовами (вяленая и солёная рыбка хорошо помогает пережить затяжные зимы). Конечно, род деятельности здорово повлиял на уклад жизни, на устройство быта. Но, поскольку ушедшие с Волги марийцы продолжали оставаться язычниками, то сохранили многие свои исконные традиции намного бережнее, чем волжские окрестившиеся мари. В том числе и те, что касались устройства жилья.

Фото: схема

– До сих пор уральские мари строят на дворе кудо — бревенчатое помещение с очагом посередине и просторными щелями между крышей и срубом, – рассказывает екатеринбургский исследователь мари, заведующий отделом наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств Андрей Бобрихин. – Кудо исторически предназначалось не только для хозяйственных нужд, но и для справления языческих обрядов. Летом в кудо жгли очаг, чтобы не топить печь в доме. Здесь же готовили и пищу. И поскольку у марийцев есть кудо, то многие свои хозяйственные дела они переносят из дома во двор.

Первый ряд марийской усадьбы — это сам дом, который называется порт (слово звучит не совсем так, как по-русски), и кудо. Второй ряд, ближний к дому — хлев, конюшня и амбар.

Традиции животноводства уральские марийцы переняли у башкир и татар, с которыми несколько столетий жили по соседству. Да и до сих пор живут: и не только в соседних деревнях, но и в одной. С одной стороны Большой Тавры в Артинском районе — татарский конец, с другой — марийский. Причём с особой любовью мари стали держать овец — традиционно они выращивали лён и коноплю для ткачества, овечью шерсть тоже использовали для создания тканей и для вязания.

– Хлев с овцами ставили поближе к дому, чтобы удобно было за ними ухаживать, – объясняет Андрей Бобрихин. – Тут же помещалась и стайка для коровы. Реже держали коней, но и они бывали нужны в хозяйстве. Амбар тоже строился близко к дому, чтобы не ходить далеко за припасами.

марийский дом
Все надворные постройки, кроме бани, располагаются у марийцев близко от дома. Фото: Андрей Бобрихин

А вот баня ставилась непременно на отшибе. До сих пор нередко мы встречаем её прямо в лесу, за границей марийской деревни. Стоит себе, красавица, с резным, покрашенным в яркий цвет крылечком, с наличниками на маленьком оконце — что за чудо! Да ещё и жёлтое солнце выложено на синем междускатье крыши… А это баня, обыкновенная марийская баня.

– Мы строим баню подальше от усадьбы, от жилого дома, потому что в ней всегда сушили лён, – даёт пояснение житель марийской деревни Малая Тавра Виктор Александров, директор местного Дома культуры. – Лён мог загореться, бани прежде часто горели. Сейчас лён никто в бане уже не сушит, но традиция строить её подальше от жилья осталась, для нас это вполне удобно.

И сегодня баню марийцы ставят подальше от жилья, иногда – прямо в лесу Фото: Андрей Бобрихин

Строительство дома

– Традиционно марийцы строили избы из ели, – рассказывает Андрей Бобрихин. – Но на восточном склоне Уральских гор, в тех южных районах, что они заселили, ель не растёт. Поэтому пришлось перейти на сосну.

– Постройка дома у нас идёт вума — общиной, если говорить по-русски, – добавляет Виктор Александров. Его семья до сих пор живёт в отцовском доме, поставленном в 1973 году. – На рубку сруба выходят все мужчины из числа родственников и соседей, поэтому сруб ставится буквально за несколько дней. И когда дом подводят под крышу, когда доходит дело до укладки ава кашта* — матицы — разрезается хлеб, на него кладётся сливочное масло, и это угощение съедают все работавшие мужчины.

Обычай этот старый соблюдается марийцами до сих пор непременно. Как и другой, важный для жизни семьи в будущем доме: под бревно ава кашта с южной или юго-восточной стороны, там, где оно соприкасается с самим срубом, кладут клочок шерсти домашнего животного — обычно овечьей – и монетку. Марийцы верят, что без этого жизнь даже в самом крепком и ладном доме будет неудачной.

– Входя, вселяясь в новый дом, хозяева издают какой-то громкий звук: выстрел или хлопок, чтобы отпугнуть нечистую силу, – рассказывает Бобрихин.

Между крылечком и жилым помещением традиционно делаются сени или холодная веранда. Это пограничное место между теплом дома и холодом внешнего мира – здесь устраиваются поминальные обряды.

В самом же доме непременно все поверхности покрыты текстилем: это и лоскутные ковры, и половики, и льняные полотенца, украшенные национальными узорами. Удивительно, но современные марийцы до сих пор сами ткут текстиль для украшения своих домов.

– Жена только что выполнила заказ из соседней деревни на два вышитых изделия, – признаётся Александров. – У нас и дочь ткёт, научили. Это совсем несложно, главное, чтобы был станок. Прежде ткацкие станки были в каждом доме, но и сейчас они встречаются в деревнях.

Кстати

* Комака - традиционная печка в домах марийцев, сделанная не из кирпичей, а из глины. Глинобитные печи строят из смеси глины, песка и камней. Этой смесью плотно забивали деревянную опалубку при помощи деревянных колотушек. Когда доходили до свода, форму опалубки меняли. Трубу сооружали из самодельного кирпича. Сразу после возведения печь топят, постепенно повышая температуру. Сохла печь из глины примерно неделю — всё это время её продолжали топить. Для побелки глинобитной печи используют обычную извёстку.

Глинобитная печка прочная и долго служит. Хороша тем, что отлично отдаёт тепло.

марийский дом
Глинобитная печь строится быстро и проще, чем кирпичная Фото: Андрей Бобрихин

* Ава кашта — матица — бревно, которое ставится на сруб дома напротив входа и служит основой для крыши и стропильной системы.

* Кудо — летнее хозяйственное помещение, сложенное из брёвен, без потолка и окон, с земляным полом.

  • Опубликовано в №4 от 12.01.2019 

Сюжет

«Дом. Сад. Огород»
Особенности и секреты садового хозяйства на Среднем Урале.

Областная газета Свердловской области
.