Темы дня

«Каждый студент, который потом пойдёт в правительственный или городской «дом», должен быть уникальным человеком»

Е.Г. Анимица. Фото предоставлено пресс-службой «УрГЭУ».

Е.Г. Анимица. Фото предоставлено пресс-службой «УрГЭУ».

Кафедра региональной и муниципальной экономики и управления – уникальная для Урала. За почти три десятка лет существования она воспитала не одно поколение управленцев и теперь готовится принять новых студентов. Подробнее о кафедре, принципах обучения будущих представителей власти и перспективах российского высшего образования мы поговорили с заведующим кафедрой Евгением Георгиевичем Анимицей, главным советником при ректорате УрГЭУ, доктором географических наук, профессором, членом правления Уральского отделения ВЭО России.

– Наша кафедра образовалась в 1993 году, – рассказывает он. – Тогда для этого обязательно нужно было получить поддержку властей – добро в итоге было дано, хотя многие выступали против. Понятия «муниципалитет» ещё не было, а в законах СССР говорилось только о том, что власти на местах должны заниматься вопросами коммунального хозяйства. Я и мои коллеги открыли кафедру ещё до принятия российской Конституции, где появилось понятие «муниципалитет».

Именно мы занимались разработкой стратегии развития Екатеринбурга. До сих пор кафедра сохраняет в университете статус ведущей. Только под моим руководством соискателями защищено тринадцать докторских и около 50 кандидатских диссертаций. Например, это бывший глава Екатеринбурга и член Совета Федерации Аркадий Чернецкий, ректор УрГЭУ Яков Силин и другие.

– Евгений Георгиевич, первопроходцами быть тяжело. На кого ориентировались, когда создавали кафедру?

– Когда мы делали нашу кафедру, я многое перенял у французов. Например, у нас была большая дружба с университетом в Лионе, я читал там лекции пять раз. В девяностые годы и к нам приезжали из вузов Европы и Америки. Но когда они увидели, что не могут воспитать нас на свой лад, охладели. Санкции, антироссийская пропаганда... Да и у нас интерес упал. На Западе принято начинать лекцию с критики власти, а мы привыкли начинать не с минусов, а с плюсов. Они пытались до нас донести, что лучший строй – западный, а мы находимся на периферии. С этим нельзя согласиться! 

– Кафедра существует почти тридцать лет. Как за эти годы изменились студенты?

– Очевидно, студенты девяностых и сегодняшние студенты – разные. Меняются запросы общества. Конечно, остаются базовые – еда, жильё, но появляются и другие. Вспомните произведения Шукшина или фильм «Любовь и голуби» – для села было событием, если кто-то выезжал за его пределы. А сейчас многие люди путешествуют, бывают за границей – этого не было раньше. Резко увеличилась потребность в одежде, все хотят быть модными. Студенты стали контрастными. Некоторые с детства учат языки, оканчивают специальные образовательные учреждения. Но разве есть такие возможности, например, в маленьких территориях? Работает одна школа – и на том спасибо.

– У нас несколько лет назад появился ЕГЭ, который должен был сравнять возможности студентов...

–  Есть те, для кого родители нанимают репетиторов и «натаскивают» для сдачи ЕГЭ. А если нет таких возможностей у родителей? Если раньше студенческие группы были «ровные», то сейчас чувствуется диспропорция. Это очень плохо. Я смотрю на детей из малых городов и деревень – они во многом более усидчивые и усердные, чем остальные.

Да, говорят о том, что если человек набрал много баллов, то может ехать в Москву. Но получается, что ЕГЭ «вымывает мозги» из глубинки. Если молодой человек поступил в МГУ, то обратно уже точно не вернётся. А так был бы шанс, что он останется. Большинство вузов выступает против ЕГЭ как единственного критерия знаний, но нас не слушают. Мы всё время стремились к Западу, но разве нас там ждут? Сейчас движемся на Восток, но и там мы не нужны: китайцы «сами с усами». Необходимо идти своим путём. У России он есть!

– Знаю, что кафедра активно занимается научными исследованиями. Какие темы для себя выбирают студенты?

– Мы на третьем-четвёртом курсе отправляем их на практику. Место они выбирают в соответствии со своими интересами, там же часто потом и остаются работать. К слову, абсолютно у всех наших студентов есть работа. Поэтому многое зависит от того, с каким направлением студент планирует связать свою деятельность. Земельное имущество, финансы... Везде свои проблемы. Надо, чтобы выпускник и сам был фанатом своего дела.

Например, глава Волчанского городского округа Александр Вервейн писал работу о том, как из бывшего угольного города сделать комфортное место для жизни. И ему многое удаётся. Сейчас, например, моя студентка-магистрантка анализирует, как сделать дореволюционные города, типа Ирбита и Камышлова, благополучными, привлечь туда туристов. Поэтому я и говорю, что образовательная программа у нас гибкая – здесь нет конвейера. Потому что экономика города бесконечна.

К слову, на подачу материала влияют и текущие политические и экономические события. Мы обязательно обсуждаем их со студентами. Сейчас, например, часто спрашивают об изменениях в Конституцию – зачем это надо и что это нам даст.

Я.П. Силин и Е.Г. Анимица Фото: Предоставлено пресс-службой «УрГЭУ»

– На вашей кафедре учится почти половина всех студентов УрГЭУ. Неужели к каждому ищете индивидуальный подход?

– Каждый студент, который потом пойдёт в правительственный или городской «дом», должен быть уникальным человеком: эти ребята будут работать с людьми, управлять ими. Я с первого курса говорю им, что они пришли не на конвейер бухгалтеров или экономистов. Наши студенты знают, что они штучный товар. 

У нас и преподаватели на этом воспитываются. Тем, кто не выдерживает наш темп, нашу идеологию индивидуальной работы со студентами, я прямо говорю: «Уходите с кафедры». Необходимо не жить по принципу «отчитал лекцию и ушёл», а ориентироваться на будущее. Начиная с первого курса к каждому преподавателю прикрепляем двух-трёх студентов, которые пишут у них рефераты и эссе, наставники помогают им с подготовкой к участию в конференциях, выставках и других мероприятиях регионального и федерального значения. Ребята знают, что они не брошены. 

Мы ищем аспирантов на бакалавриате: воспитываем их заранее. И магистрантов мы не ловим на улице. Научная работа требует труда и от преподавателей, и от соискателей, но это благородный труд. Чтобы воспитать учёного, нужно почти десять лет. Столько же нужно, чтобы вывести «элитную породу».

– Не все ребята идут в магистратуру. Хватает на обучение 4 года?

– Думаю, что Болонская система в чём-то разрушила прежнюю российскую систему образования. Гагарин учился не по Болонской системе. Четыре года – очень мало, по западному стандарту, это техникум. Мы всего полтора года читаем специальные курсы. А вот на бакалавриат и магистратуру нужно потратить не пять лет, как на специалитет, а шесть. Но ведь ребятам нужно успевать создавать семьи. В магистратуру приходят те, кто ясно видит своё будущее. Но это же не всегда так.

– УрГЭУ активно участвует в деятельности Вольного экономического общества России. Зачем это нужно?

– Изначально это было Русское императорское экономическое общество. Основано оно было Екатериной Второй. Императрица собрала крупнейших учёных страны, чтобы они помогли в развитии российской экономики и страны в целом. В советское время сообщество не было востребовано, вновь свою работу оно начало только в период перестройки. Сейчас оно называется Вольное экономическое общество России, членами которого является большинство наших учёных-экономистов. На собраниях экономического сообщества они обсуждают различные пути развития экономики регионов России.

Уральское отделение – структура Всероссийского экономического общества, во главе его находится ректор УрГЭУ Яков Петрович Силин. В 2018 году оно заняло первое место в стране по количеству научных публикаций, диссертаций, заказов власти на исследование. Это показывает, что УрГЭУ – не периферийный вуз. Я с первого дня работаю в университете и видел, как скромный Свердловский институт народного хозяйства превращался в ведущее учебное заведение в стране. УрГЭУ – единственный экономический университет на Урале и в Сибири, где есть весь спектр специальностей и экономических, и пищевых технологий. У нас сильный научный состав вуза.

– Не могу не спросить. Вспышка коронавируса серьёзно повлияла на многие аспекты нашей жизни, в том числе и на образование. Как ваш университет справляется с этими вызовами?

– Пандемия действительно вносит колоссальные изменения в процесс учёбы. Надо дистанционно вести занятия, принимать отчёты, экзамены. Мы быстро перешли на новый формат, у нас есть опыт: уже пятнадцать лет в УрГЭУ работает школа дистанционного обучения, оборудованы специальные комнаты. Но на кафедре только половина преподавателей готова работать на дистанции. И я их понимаю. На очной лекции я вижу слушателей, если я понимаю, что их глаза не горят, то начинаю по ходу менять своё выступление. А здесь аудитория «ненатуральная». Чтобы у студентов не возникало желания сбежать от компьютера, преподавателю приходится каждые пятнадцать-двадцать минут менять характер повествования, переходить на отвлекательные вещи. Времени на подготовку лекций теперь уходит в три раза больше. Если так будет постоянно, то когда писать книги, статьи?

Российская система образования построена на диалоге и ораторском искусстве лектора, студент и преподаватель должны видеть глаза друг друга. Мы ведём диалоги со студентами, причём вживую. У нас очень талантливые педагоги, которые умеют это делать. Это сложно, ведь студент может поставить в тупик преподавателя своими вопросами или активным поведением. А дистанционное обучение — пока это более сложная система. Мы учим студентов работать в команде, здесь команды нет. Как тогда вырабатывать в ребятах коммуникабельность, умение слушать, высказываться, доказывать свою позицию? Нужно научиться гармонично сочетать всё новое и классическое в образовании — тогда будет хороший результат.  

– Как студенты относятся к дистанционному формату обучения?

– Некоторым очень нравится, особенно спокойным ребятам. А энергичных и коммуникабельных ребят это сдерживает. Вызывает сложности отсутствие индивидуального подхода. 

– Как думаете, дистанционное обучение останется с нами после окончания периода самоизоляции?

– Конечно, после окончания пандемии изменения будут. Но переход образования в Интернет изменит дневную форму обучения, а ведь основная масса умных студентов учатся сейчас именно так. Между дистанционным и очным образованием обязательно должна быть пропорция. Мы ещё не знаем, какой она будет, предполагаю, что примерно одна треть процессов перейдёт в онлайн-формат. Даже если так, тогда у нас отпадёт необходимость в большом количестве преподавателей – их придётся сокращать. Непонятно, что будет с глубинкой. Там не у каждого человека есть компьютер, не везде доступен скоростной Интернет. А как вести практику, особенно если работать нужно на станке? И мы не знаем, какие ещё минусы могут вскрыться у дистанционного обучения.

Справка

Кафедра региональной и муниципальной экономики (РиМЭ) была образована в 1993 году. Это была первая в стране выпускающая кафедра подобного профиля. А первого заведующего кафедрой – доктора географических наук, профессора Евгения Георгиевича Анимицу, работающего до сих пор, по праву можно считать основателем в УрГЭУ регионального направления в экономической науке. К формированию кафедры были привлечены крупные учёные из Института экономики УрО РАН, представители законодательной и исполнительной власти Свердловской области и Екатеринбурга. 

Сейчас кафедра работает в рамках двухступенчатой системы высшего образования. С 2008 года функционирует магистратура по программам «Региональная экономика», «Инвестиционная политика и маркетинг территории». С 2011 года началось обучение студентов по следующим программам бакалавриата: «Региональная экономика», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» (направление «Экономика»); «Экономика малого и среднего предпринимательства» (Инициативная программа); «Управление недвижимостью» (направление «Земельный кадастр»).

Особое внимание кафедра уделяет проведению практики. Студенты I-V курсов проходят её преимущественно в региональных и муниципальных органах власти и управления, исследуют взаимодействие властных структур и хозяйствующих субъектов, анализируют сдвиги в экономике регионов и муниципальных образований.   

Кроме того, преподавательский состав кафедры региональной и муниципальной экономики участвует в организации и проведении курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих Свердловской области по образовательным программам «Управление муниципальной собственностью» и «Экономика муниципальных образований».

К слову, уже почти 20 лет преподавателем на этой кафедре работает Я.П. Силин, нынешний ректор УрГЭУ, бывший председатель городской думы Екатеринбурга и вице-губернатор Свердловской области.

  • Опубликовано в №084 от 15.05.2020.

Опубликовано на правах рекламы

Областная газета Свердловской области