В Екатеринбурге открылся Детский университет

Доктор химических наук Елена Русинова умеет заинтересовать детей наукой Фото: Ольга Инишева

Доктор химических наук Елена Русинова умеет заинтересовать детей наукой Фото: Ольга Инишева

Школьники Свердловской области смогут изучать предметы учебной программы шире и занимательнее, чем на обычных уроках. Занятия организуются в настоящих научных лабораториях, с экспериментами и практикой, как у учёных. Такие детские университеты уже действуют в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах страны. Теперь дети смогут приобщиться к настоящей университетской науке и в столице Среднего Урала.

Ученики средней школы, желающие заглянуть в обычные школьные предметы глубже, чем это делается на классных уроках, смогут заняться обучением по пяти направлениям. В октябре первый семестр Детского университета начинается по математике, физике, химии, астрономии, биологии и зоологии. Курс по информатике тоже запланирован, но чуть позже. Организовали «вуз» для детей в лицее СУНЦ Уральского федерального университета.

Редко какая школа имеет в своём арсенале настоящие цифровые микроскопы. В Детском университете школьников обучают работать и с этой современной техникой Фото: Галина Прокина

Каждый семестр будет продолжаться три месяца. По окончании юные студенты (принимают на учёбу ребят с 6-го по 8-й класс) подготовят почти настоящую курсовую. Проект, который они выполнят самостоятельно, под руководством своего «научного» руководителя – преподавателя, у которого и будут заниматься. Всё как у настоящих студентов?

– Нет, у школьников не будет оценок, – отвечает заместитель директора лицея СУНЦ Уральского федерального университета по научной работе Ольга Инишева, организатор Детского университета. – Наша задача — заинтересовать детей, создать мотивацию для изучения предмета школьной программы. Если мы тут же начнём ставить кому-то из ребят «двойки» или «тройки», то сразу на корню и зарубим любую мотивацию. Название университета "ПОИСК": "Пробую, обучаюсь, исследую, созидаю, конструирую". Причём на первом месте - именно возможность попробовать разные естественно-научные дисциплины. А за пробу оценки не ставят.

Никакой подготовки к ЕГЭ в Детском университете не планируется, цель занятий - пробуждение любознательности и познавательного интереса Фото: Галина Прокина

Вообще-то, в Екатеринбурге для школьников много различных дополнительных занятий разных профилей, в том числе и технических. Робототехникой, программированием, экологией можно заниматься и в частных коммерческих центрах, и в бесплатных кружках по месту жительства или в отделениях Дворца молодёжи. В этом учебном году в уральской столице открылись кванториумы — детские технопарки, где можно изучать современные инженерные направления.

– В кружках ребёнок занимается дополнительным образованием, а в Детском университете он будет изучать те же предметы школьной программы, только нестандартным способом, – объясняет директор лицея СУНЦ УрФУ Андрей Мартьянов. – Университетские уроки объединят в себе и научный подход, и практику: дети под руководством педагогов будут ставить опыты, проводить эксперименты, использовать современные измерительные приборы. Словом, скучную школьную теорию переведут в практику.

Для этого будут использованы настоящие научные лаборатории. Так, занятия зоологией будут проходить в зоологическом музее университета. Биологи сами вырастят искусственные клетки и изучат хромосомы под микроскопом. На астрономии ученики не только будут изучать космос, но и своими руками соорудят телескоп, который можно будет унести домой и потом наблюдать за звёздами из своего окна сколько захочется. На химии, рассказывает доктор химических наук Елена Русинова, дети будут «химичить». И ничего, что у шестиклассников этого предмета в школе по программе ещё нет. После собственноручно проведённых опытов они совершенно точно не будут бояться никаких формул из учебника и, может быть, даже полюбят химию. Русинова надеется, по-настоящему, так, что захочется знать этот предмет всерьёз. Как физику и математику: упор делается на прикладное знание этих предметов. Вот, к примеру, как быть, если электричество в квартире отключили, а на кухне есть два огурца? Оказывается, если знать применение законов физики, то даже из огурцов можно сделать свечку и добыть свет, чтобы выполнить школьное домашнее задание.

Андрей Мартьянов поясняет, что современная школа редко использует развивающие методики. Где-то не хватает учителей, педагоги ведут по 40 часов в неделю — сил для творчества на уроках не остаётся. В иных школах не оборудованы лаборантские, нет реактивов, и потому практическая часть отсутствует. В итоге обучение ведётся при помощи лишь репродуктивных методов: выучить — рассказать. А кто не выучит, тот получает «двойки». В такой ситуации у детей часто теряется всякий интерес к учёбе, а познавательная мотивация и вовсе не формируется. «Надо вам, родители, чтобы я учился? Хорошо, вызубрю, а потом забуду», – по такому принципу действуют многие ученики. Да вот только достигать ярких результатов в знании предметов, а после — развивать науку – вряд ли с такой позицией удастся.

Учиться в Детском университете могут не только жители областного центра, но и населённых пунктов поблизости. Дело в том, что уроки проводятся раз в неделю, по воскресеньям, – специально, чтобы было удобно. Каждое полугодие предмет можно менять — в зависимости от предпочтений школьника.

– Если мы сможем при помощи наших занятий пробудить познавательный интерес у детей, то этот интерес непременно найдёт выход, – считает Елена Русинова. – Ученик будет сам искать нужный материал по любимому предмету в разных источниках, участвовать в олимпиадном движении, да и к обычным школьным урокам начнёт относиться внимательнее.

  • Опубликовано в №185 от 10.10.2018

Областная газета Свердловской области