В Свердловской области стартует летняя оздоровительная кампания

лагеря

В загородных оздоровительных лагерях часто делают профильные смены. Вот так в лагере «Антовский» из маленьких тагильчан собрали целый фольклорный ансамбль. Фото: Галина Соколова

С приходом весны родители школьников проходят захватывающий квест «Достань путёвку в лагерь». В Свердловской области действует 71 детский загородный лагерь. Каждую смену в них уезжает 16 тысяч школьников. Однако желающих куда больше. По данным областной федерации профсоюзов, в 2018 году необеспеченными остались около 20 тысяч заявок на детский отдых. «Облгазета» выяснила, почему путёвки в муниципальные загородные лагеря пользуются ажиотажным спросом и есть ли им альтернатива.

Приём заявлений в оздоровительные лагеря в муниципалитетах начинается в разное время. Например, в Екатеринбурге и Лесном старт объявлен на 1 апреля, в Нижнем Тагиле – днём позднее, в Серове путёвки оформляют с 1 марта, а в Верхнем Тагиле запись уже подходит к концу – заявления там принимают с 1 февраля по 31 марта.

Даты разные, а сценарий один: на сайты, принимающие заявки, в первые 10 минут обрушивается шквал заявлений, а у дверей МФЦ с ночи формируются угрюмые очереди. Мамы и папы бьются за путёвки в лагеря, которые в пылу перестройки называли «совковым» пережитком. Все 200 свердловских пионерлагерей в советские годы были ведомственными. Теперь 52 детских оздоровительных лагеря являются муниципальными, ещё 19 – ведомственные. Для юных екатеринбуржцев нынче будут работать 17 муниципальных оздоровительных лагерей, 4 ведомственных и санаторий «Изоплит».

Никакой выгоды загородные лагеря не приносят, только требуют постоянных вложений. В областном бюджете на детский отдых в этом году заложено 1 млрд 795 млн рублей. Родители же за путёвки платят 20 процентов от их стоимости – от 3 тысяч рублей, а многочисленные льготники и вовсе оздоравливают своих детей бесплатно. Дешевизна – главный плюс отдыха в муниципальном лагере.

– У меня два сына-подростка 11 и 13 лет. Растут, просят есть каждые два часа. На развлечения тоже деньги нужны. Если бы не смена в лагере, я за лето бы разорилась. Была бы возможность, взяла бы путёвки на две-три смены, – признаётся медсестра из Нижнего Тагила Анна Семёнова.

Новых муниципальных лагерей не строится, но действующие постепенно расширяются. Недавно реконструирован двуреченский «Космос», новый корпус появился в краснотурьинском «Восходе». Нынче восстановят корпуса в нижнетагильских «Звонких голосах» и «Северянке», построят столовую в волчанской «Республике Грин».

– Два года наш оздоровительный лагерь простаивает. Он пользовался популярностью, я в нём сам когда-то отдыхал. Нынче нам выделяют средства на строительство пищеблока. Надеюсь, что в 2020 году лагерь примет детей, – сообщил глава Волчанска Александр Вервейн.

Муниципальные и ведомственные лагеря прогрессируют и в наполнении досуга. Профильные смены, добрые традиции, яркая атрибутика. Стремление к молодёжной современности – ещё один плюс загородной жизни. И всё же настоящие приключения для отдыхающих здесь недоступны. Об этом позаботились надзорные органы. За ограждение выходить нельзя, купаться нельзя… И множество других полезных, но скучных правил.

Этим и пользуются организаторы коммерческого отдыха. Частные лагеря предлагают программы, от которых захватывает дух. За пару недель вашего ребёнка научат ходить под парусом или снимать кинофильмы. Он сможет стать миллиардером в вымышленном королевстве или пройти курс обучения в академии шпионажа. Особой популярностью пользуются лингвистические и творческие лагеря. Большинство создаётся для юных жителей областной столицы, но коммерсанты осваивают и глубинку. Там действуют частные лагеря для музыкантов и художников, есть летние сборы военно-патриотического направления, сплавы по рекам. Однако настоящую конкуренцию муниципальным лагерям эти современные формы отдыха составить не могут. Камень преткновения – деньги. За путёвку на 21 день в муниципальные ЗОЛ «Изумрудный» или «Солнечный» родители заплатят 3 407 рублей, а за языковую десятидневную смену в частном лагере – около 30 тысяч рублей. Есть цены и покруче. Смены с выездом на Южный Урал начинаются от 40 тысяч, а на отдых у моря потребуется не менее 100 тысяч рублей. И тут суперлагеря конкурируют уже с семейным отдыхом, которому люди всё-таки отдают предпочтение.

Мнение

Председатель комитета Заксобрания Свердловской области по социальной политике Вячеслав ПОГУДИН:

– В конце 2018 года мы приняли закон, позволяющий организовывать детский загородный отдых круглогодично. Треть всех областных лагерей способна работать круглый год. Но чтобы решить проблему в целом, необходимо строить новые лагеря, хотя бы раз в 2–3 года один лагерь. Современный крупный лагерь на 500–600 мест обойдётся в 700 миллионов – миллиард рублей.

  • Опубликовано в №54 от 28.03.2019
Областная газета Свердловской области