«Это наши дети, и мы что-то упустили» – так назывался текст, вышедший в «Областной газете» в марте 2017 года, после митинга «борцов против коррупции», собранного оппозиционером Алексеем Навальным – в нём тогда приняли участие в основном школьники и студенты младших курсов. Этой же фразой мы открыли круглый стол, посвящённый медиаобразованию. Он состоялся вскоре после страшной трагедии в Керчи…
Сколько ещё историй, после которых можно произнести эту фразу, должно случиться, прежде чем мы отвлечёмся от бесконечных проверок «тревожных кнопок» в школах, усиления охраны и установки рамок металлодетекторов, посмотрим на поколение, успевшее вырасти, и сделаем что-то гораздо более действенное – например, услышим его.

ТРЕВОЖНАЯ КНОПКА
…Тогда, в марте 2017-го, мы пытались найти ответ на вопрос – что и когда мы упустили, чего не сделали, как получилось, что люди Навального работают с молодёжью гораздо продуктивнее и активнее, чем департаменты по делам молодёжи и прочие организации. Выпустив тот текст, мы решили: от размышлений на газетной полосе нам самим пора переходить к действиям, иначе будет поздно. В том числе и поэтому в сентябре 2017 года вышел первый номер обновлённого молодёжного приложения к «ОГ» – «СверхНовая Эра». Это то, что может сделать «Областная газета», чтобы молодёжная газета пришла в семьи.
Но этого мало. На круглом столе в редакции «Облгазеты», который прошёл в рамках регионального этапа Международных рождественских образовательных чтений, мы собрали медиапедагогов, директоров школ, учителей, представителей молодёжных объединений, представителей Екатеринбургской епархии по работе с молодёжью – всего более тридцати экспертов.
И мы сошлись во мнении – бесполезно жать «тревожную кнопку», когда подросток с автоматом заходит в школу. Её надо было нажимать гораздо раньше, когда на вопрос «Что сделано в обществе, чтобы у подростка была возможность получать интересную и качественную информацию?» у нас не нашлось ответа.
Конечно, возрождение централизованного молодёжного медиавещания – не панацея. Но это однозначно один из шагов, который необходимо сделать.

«ТЫ ПРАВДА ТАК ДУМАЕШЬ?«
Отец Алексей Бессонов, духовник нижнетагильской Православной гимназии №11 во имя Святого благоверного князя Александра Невского рассказал, как когда-то из обычной школьной газеты, писавшей только о событиях, сделал нечто более серьёзное и значимое, начав задавать детям вопросы «Зачем?» и «Почему?». Даже в тексте о любимых песнях он ставил вопрос – «Почему именно эта песня, чем она отзывается в твоей душе?»
– Я понял, что дети хотят высказаться, их никто не слушает. С их мнением часто не считаются. И чем ещё школьные СМИ хороши: они дают возможность самому школьнику вдруг шире посмотреть на проблему. Когда он вынужден размышлять не в трёх предложениях, а в каком-то большом объёме, он вдруг начинает рассматривать ситуацию с разных сторон, искать ответы.

– Из-за того что детей не спрашивают, что они думают на самом деле, что чувствуют, они учатся говорить то, что от них хотят услышать, чего от них ждут, – рассказывает Алёна Чехомова, руководитель молодёжного интернет-телевидения «Айсберг-ТВ» – Меня это пугает, я всегда спрашиваю: «Погоди, ты правда так думаешь?» Когда человек с пустыми глазами после какого-то мероприятия рассказывает, что «на этом празднике ему очень понравилось, он считает его очень важным» – это значит, что на самом деле он остался равнодушным, но уверен: ждут от него именно этих слов. И вопрос: «Ты что, правда так думаешь?» приводит в ступор, сбивает эту маску. И после – начинается осмысление.

Когда человек начинает говорить, что он реально чувствует, мы видим его настоящего. Во-первых, появляется возможность помочь ему, во-вторых, ребёнка подкупает сама атмосфера этого пресс-центра, потому что здесь кому-то реально интересно, что он думает. А в-третьих, у молодёжного СМИ появляется настоящий читатель, задающий себе эти вопросы и пытающийся найти на них ответы. В этом роль молодёжных медиа трудно переоценить. Ребёнок не начнёт сам по себе задавать сложные вопросы – его к этим вопросам нужно направить.
УЧИТЬ УЧИТЕЛЕЙ
Пожалуй, у нашего региона – круглый стол это ещё раз доказал – есть главное: неравнодушные люди, создающие на местах детские медиа – газеты и журналы, ютьюб-каналы, подкасты, телепередачи… Когда «Областная газета» запустила конкурс для молодых журналистов и молодёжных пресс-центров, мы даже не предполагали, насколько обширна палитра медиа и сколько энтузиазма у людей, порой абсолютно бесплатно работающих с детьми. Одну номинацию мы решили сделать как раз для медиапедагогов – для тех, без кого все эти работы в принципе были бы невозможны. «Неужели о нас кто-то вспомнил», – неожиданно сказала руководительница одного из детских пресс-центров, отдавая работы. «Нам ведь тоже нужно учиться».
Увы, большая часть школьных медиа сегодня создаётся по принципу «Чувствую, что школе и детям что-то такое надо, но не знаю, как».
– Готовясь к встрече, я выписала данные из последнего исследования, проводившегося в начале этого года, – рассказывает Светлана Лебедева, преподаватель факультета телерадиожурналистики Гуманитарного университета, редактор журнала гимназии №177 «Класс-Екатеринбург», кандидат филологических наук. – В городе из 162 школ в 82 есть 90 медиа, из них 70 – печатные. Семьдесят! При том что дети говорят (или о детях говорят…), что они не пишут и не читают. Но печатные издания всё время появляются. Другое дело, что большая часть этих изданий – фактически имиджевые, рассказывающие о школьных новостях без попытки осмысления. Вроде бы хорошее дело, но не приносящее совершенно никаких результатов.

Единственный путь, который может исправить ситуацию – это обучение педагогов, чтобы они понимали, для чего нужен пресс-центр и как его организовать. Возрождение самой системы школьных медиа невозможно без людей, которые не только хотят, но и умеют.
– Я состою в жюри конкурса «Камертон», поддерживаемого Заксобранием, и всегда стараюсь продвигать издания из глубинки, – добавляет Виктор Вахрушев, пресс-секретарь Уполномоченного по правам человека в Свердловской области. – И как бывает обидно, когда приходят красочные, качественные школьные СМИ – в них вложены деньги, учителя чувствуют, что школе нужна газета… Но читать там нечего, одни картинки и подписи.
– Вплоть до публикации списков отличников, – продолжает Светлана Лебедева. – Работать надо не только с детьми, но и с руководителями этих детей, чтобы они учили думать, обдумывать, задавать вопросы, а не просто писать о школьных событиях. И когда руководитель ставит вопрос «Будем ли мы про это писать или снимать сюжет?», прежде всего он должен понимать: «Кто это будет смотреть». Потому что если мы не ориентируемся на аудиторию, значит, работаем впустую.
НЕ ОДИН В ПОЛЕ
Итак, бесспорно – молодёжные СМИ сегодня нужны как никогда, но не «для галочки», а настоящие, поднимающие непростые вопросы, заставляющие думать. Чтобы такие СМИ появились, требуются педагоги. Для этого необходимо с ними работать, но прежде всего – объединить их, помочь обменяться опытом. И следующий шаг – помимо локальных школьных СМИ создать единое, то, которое заходило бы к каждому подростку региона домой. Пусть оно создаётся силами большого объединения школьных медиа.
– У меня устоявшееся ощущение: сегодня нет среды, которая могла бы справиться со многими проблемами, – сказала Алёна Чехомова, руководитель молодёжного интернет-телевидения «Айсберг-ТВ». – У нас сегодня детские коллективы очень разрозненные, каждый сам по себе. Я – за то, чтобы росло количество площадок, где дети могли бы высказаться, но чтобы появилась централизованная программа поддержки. Региону нужен локомотив, ведущий за собой все молодёжные СМИ.

– Новое – это хорошо забытое старое. Раньше я работал в газете «На смену!», был ответсеком, – рассказывает Виктор Вахрушев. – В ней было много полос для разной аудитории. И эта газета не только стала кузницей кадров, но и вырастила несколько поколений читающих и думающих. Сейчас такого издания нет. Помню, Татьяна Георгиевна Мерзлякова писала письмо в поддержку прежней версии «Новой Эры» и предлагала издавать её отдельно – такое СМИ обязательно нужно. И не только печатное – вообще, в принципе сильное, качественное детское вещание. В годы войны мы его сохранили, но в перестройку потеряли.

… Скажу больше – мы ведь потеряли не только газеты и программы – мы потеряли поколение, следовательно, привычку читать и смотреть, умение потреблять информацию. Если мы не предложим молодёжи альтернативы – её предложат те, кто научит стрелять в сверстников.
– Мы здесь потому, что нам не всё равно, что будет дальше, – сказал старший священник Храма-на-Крови, член Общественной палаты области протоиерей Максим Миняйло. – Недавняя трагедия в Керчи, конечно, задаёт тон сегодняшней встрече. Но «Областная газета» тут же, на этой же странице, где пишет про Керчь, даёт ответ на вопрос «Что делать?» Вот статья – «Одиннадцатиклассник Даниил Новик изобрёл устройство для реабилитации после инсульта». Я смотрю на этот пример и понимаю: не всё потеряно. Мне кажется символичным, что на одной газетной полосе эти две истории оказались рядом. Вопрос, кто станет истинным примером… Мы, заботясь о детях, стараемся всё для них сделать, но не всегда наши усилия направляем в нужную сторону. Рядом с Росляковым не нашлось того ближнего, который увидел бы: что-то происходит не так. Нам очень важно научиться видеть наших детей, слышать их, быть рядом с ними… И нужно учесть опыт, который уже сегодня есть, поделиться друг с другом методами работы. Но не просто методы важны. Надо подумать, как вообще поменять атмосферу. Когда наши дети будут расти в созидательной среде, жить с ощущением, что мы все вместе делаем что-то большое и значимое, будет легче подсказать им правильный жизненный путь. И если удастся от слов перейти к делу и возродить единое и качественное подростковое медиа – мы многое сделаем для создания такой атмосферы.

Уроки сразу нескольких трагедий нельзя оставлять невыученными. Этот текст все эксперты-участники круглого стола просят считать открытым письмом к правительству Свердловской области с просьбой о возрождении централизованного молодёжного медиа. «Областная газета» готова стать ресурсным центром и «локомотивом» этого процесса, создав на базе «СверхНовой Эры» единое и крупное СМИ. А руководители школ, пресс-центров и молодёжных медиа готовы обеспечивать СМИ контентом, а также помогать в обучении педагогов на местах.