Перспективы медцентра имени Тетюхина в Нижнем Тагиле зависят от одного документа

Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр имени В В Тетюхина

Центр задумывался как один из уральских брендов. Подтверждением этого является чугунный Данила-мастер, встречающий пациентов клиники. Фото: Павел Ворожцов

«Облгазета» не раз писала об Уральском клиническом лечебно-реабилитационном центре в Нижнем Тагиле как об уникальном медучреждении, не раз обращалась и к его проблемам, связанным с нехваткой квот на бесплатное для пациентов проведение операций по замене суставов, и после серии звонков читателей решила к ней вернуться. Мы пытались понять, чего не хватает клинике, находящейся по большей части в частной собственности, чтобы стать не только имиджевым, но и серьёзным практическим проектом, который сможет помочь многим людям из разных регионов России. Но оказывается, что согласно постановлению Правительства РФ, принятому ещё в 2015 году, господдержка в виде квот отказывается только госучреждениям.

История вопроса

Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр (УКЛРЦ) в Нижнем Тагиле работает уже пять лет: официальной датой его открытия считается 2 сентября 2014 года. Основными направлениями работы центра являются эндопротезирование (замена суставов) и вертебрология (операции на позвоночнике). На сегодняшний день по этим направлениям клиника может выполнять 4 500 операций в год, но сейчас она загружена далеко не на полную мощность – ежегодно выполняются примерно полторы тысячи таких операций.

Основателем центра был известный российский металлург, бывший генеральный директор Корпорации ВСМПО-АВИСМА Владислав Тетюхин, вложивший в центр 3,3 млрд рублей – средства от продажи акций титанового гиганта. Еще 1,2 млрд рублей – это инвестиционные средства из регионального бюджета. Центр существует как проект государственно-частного партнёрства, сейчас идёт работа по определению размеров государственной и частной долей в уставном капитале и их официальному оформлению. С июня нынешнего года центр носит имя Владислава Тетюхина.

Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр имени В В Тетюхина. Гендиректор центра Алексей Щелкунов
Гендиректор центра Алексей Щелкунов надеется, что наследство Теюхина не будет загублено. Фото: Павел Ворожцов

- Когда Владислав Валентинович планировал создание центра – в 2008 году – ситуация с операциями по эндопротезированию была непростая, – рассказывает «Облгазете» гендиректор медцентра Алексей Щелкунов. - По данным Минздрава РФ от 2012 года, норматив по этим операциям составляет две операции на тысячу человек в год. Всего по стране требуется проводить примерно 280–320 тысяч операций в год. Когда мы запускались, в РФ выполнялось не больше 60 тысяч операций в год. На тот момент в листе ожидания в Свердловской области стояли более шести тысяч человек, время ожидания составляло до четырёх лет. С тех пор, в том числе благодаря результатам работы центра, очередь сведена к минимуму. В то же время потребность в эндопротезировании по стране сохраняется, так как в год выполняются не более 140–150 тысяч операций.

По словам гендиректора, воплощая свой замысел в жизнь, Владислав Тетюхин не преследовал цели зарабатывать на пациентах. Центр изначально был ориентирован на предоставление высокотехнологичной медицинской помощи за счёт Программы государственных гарантий и объёмов, определяемых Министерством здравоохранения России и минздравом Свердловской области.

- Владислав Тетюхин при оснащении центра выбирал самое на тот момент (2014 год) передовое оборудование, – подчеркнул Алексей Щелкунов. – Такого комплекса нет не только ни в одной отечественной клинике, но и не все европейские клиники могли бы похвастаться таким оснащением. По отдельности оборудование встречается в разных современных клиниках, но в таком сочетании оно нигде больше не работает.

Чем живёт центр

Мы прошли по клинике и даже увидели через стекло оперблока операцию по эндопротезированию коленного сустава. Палаты центра, рассчитанные на двух пациентов, оснащены санузлом с душем, телевизором, пультом вызова дежурной медсестры. Кровати – многофункциональные, принимающие несколько десятков положений. Пациентам по палатам развозят питание в герметичных контейнерах.

Одной из особенностей центра является обширная реабилитационная программа. Реабилитация начинается уже на следующий день после операции. Больного поднимают и заново учат ходить. Примерно за полторы недели прооперированный пациент отказывается от костылей, и может передвигаться по дому, самостоятельно себя обслуживая. На территории медгородка находится пансионат для проживания родственников больных и их сопровождающих. Во всей клинике чисто и уютно, висят репродукции картин, которые выбирал сам Владислав Тетюхин при открытии центра.

Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр имени В В Тетюхина. Главврач Сергей Амзаев
Главврач Сергей Амзаев показывает, как выглядит протез сустава. Фото: Павел Ворожцов

И гендиректору тетюхинского центра, и его главврачу Сергею Амзаеву мы задавали вопрос о тех протезах суставов, которые ставят в центре. И оба они ответили, что ставят только зарубежные эндопротезы производства США и Германии. Алексей Щелкунов был особенно категоричен:

- Поставить больному отечественный протез – значит создать ему массу проблем. Мы на это не пойдём.

Уточняю, не рассчитывал ли Тетюхин на создание завода в Нижнем Тагиле по производству эндопротезов из российского титана.

- Нижний Тагил не рассматривался, – отвечает Сергей Амзаев, – речь могла идти о Верхней Салде, которой Владислав Валентинович посвятил большую часть своей жизни. Был проект о создании штамповок титановых эндопротезов в Салде с последующей доработкой на существующем предприятии в Туле, но для этого к нам должны были прийти иностранные инвесторы. Им это не было интересно. Во-первых, из-за санкций, а во-вторых, из-за того, что российские эндопротезы были бы дешевле зарубежных, и производить их было бы просто невыгодно.

Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр имени В В Тетюхина
На этом фото в кабинете главврача – первый прооперированный пациент центра. Фото: Павел Ворожцов

Алексей Щелкунов продолжает тему:

- Владислав Валентинович считал лучшим вариантом локализацию производства иностранных эндопротезов. Если у нас эндопротезированием занимаются только последние десять лет, то за границей – уже несколько десятилетий. Естественно, и в Европе, и в Америке накоплен большой опыт и по оперативному вмешательству, и по изготовлению эндопротезов, поэтому нужно заимствовать то, что за границей получается лучше.

О платном и бесплатном

Сейчас платно в центре оперируются не более двух процентов больных, остальные – за счёт средств обязательного медстрахования и средств областного бюджета. Специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь оказывается в лечении травматологических, гинекологических, урологических и ЛОР-заболеваний. В среднем каждый год в стационаре центра проходят лечение около 6,2 тысячи человек – по всем представленным направлениям. Всего центр ежегодно может принимать до восьми тысяч пациентов в стационаре.

Как нам сообщили в центре, стоимость операции по тарифам Программы госгарантий 2019 года на эндопротезирование тазобедренного сустава составляет 146 тысяч рублей, коленного – 200 тысяч рублей. Поэтому многие пациенты из тех, кому показана операция, ждут своей очереди на замену сустава за счёт средств ФФОМСа и ТФОМСа. Такая очередь есть во многих регионах страны, Свердловская область – не исключение. Для пациентов центра имени Тетюхина срок ожидания минимальный. Уже через месяц, при наличии квот, житель региона может попасть на операцию.

Ситуация непростая. При начале строительства центра Владислав Тетюхин заручился поддержкой и на федеральном и на региональном уровне – предполагалось, что Минздрав РФ и минздрав Свердловской области будут совместно работать с центром. Крупных государственных клиник, специализирующихся на эндопротезировании, в стране за последние годы построено только три: федеральные центры в Чебоксарах, Смоленске и Барнауле. Должны были ввести в эксплуатацию ещё два: в Краснодаре и Владивостоке, но краснодарский пустили под бульдозеры из-за того, что построенное здание оказалось заражено грибком, а владивостокский по каким-то причинам был перепрофилирован ещё на этапе сооружения фундамента. Поэтому Владислав Тетюхин надеялся, что центр, созданный в Нижнем Тагиле, получит полную загрузку.

Это позволило бы проводить лечение по максимальным объёмам медицинской помощи, распределяемым и Минздравом России, и региональным минздравом. Однако министерством здравоохранения страны квоты не выделялись совсем. Объёмы загрузки определялись исключительно на уровне Свердловской области: 4 500 операций за счёт средств ОМС, ещё около тысячи – на условиях госконтракта, в том числе выделялось по 90–100 квот на вертебрологические операции.

На что надеяться?

Решение по созданию центра было принято Тетюхиным во второй половине нулевых, центр открылся в 2014 году. А в 2015 было принято постановление правительства РФ, по которому квоты на оказание высокотехнологичной медпомощи оказалось возможным предоставлять только государственным медучреждениям.

С 2017 года квоты на операции по вертебрологии минздрав Свердловской области предоставлять центру прекратил, а в начале 2019 года объёмы госпитализаций по ОМС сократились еще на 1 000. Тяжелобольной Владислав Тетюхин 6 марта этого года, меньше чем за пять недель до смерти проводил переговоры с губернатором области Евгением Куйвашевым, в том числе и по вопросам загрузки центра. В результате объёмы медпомощи на 1 000 госпитализаций по ОМС были восстановлены. В конце апреля проведены аукционы на первичное и ревизионное эндопротезирование и пластику крупных суставов в объёме 1 115 госпитализаций для жителей Свердловской области за счёт средств регионального бюджета. С мая минздравом Свердловской области рассматривается заявка центра на увеличение объёмов специализированной медицинской помощи до конца 2019 года еще дополнительно на 1 000 госпитализаций по ОМС.

- В четверг, 31 октября, комиссия по разработке территориальной программы ОМС рассмотрела вопрос увеличения объёмов оказания медпомощи, – пояснил «Облгазете» пресс-секретарь областного минздрава Константин Шестаков. – Принято решение о выделении дополнительных квот, но информация о точном количестве госпитализаций будет позже. УКЛРЦ имеет три государственных контракта на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включённой в базовую программу ОМС, а также участвует в соглашении с Минздравом РФ на оказание высокотехнологичной медпомощи за счёт софинансирования из федерального бюджета.

Такая поддержка, по словам представителя министерства, обусловлена потребностью в высоких технологиях, которых ещё недостаточно в подведомственных учреждениях здравоохранения. И оказывается такая поддержка медучреждениям разных форм собственности.

Но даже в случае если обещанные 1 000 квот будут предоставлены, загрузка всё равно не будет полной. Хотя центр является местом притяжения специалистов со всей страны. Для них созданы комфортные условия. Так, в медгородке построен дом на 90 квартир – это служебное жильё для приглашённых врачей. Сейчас он заполнен наполовину (всего в центре работают 54 врача). И в то же время нередко приехавшие врачи вынуждены покидать центр в результате всё того же отсутствия квот и, как следствие, отсутствия операций. И это несмотря на наличие пациентов, желающих прооперироваться. Так, например, вынуждены были поступить в 2017 году два вертебролога.

Позиция наследников Владислава Тетюхина по поводу сложившейся ситуации неизвестна – попытки «Облгазеты» связаться с ними не увенчались успехом. И, пожалуй, надежду пока вселяют только планы по изменению нормативно-правового документа на федеральном уровне, который регламентирует ситуацию.

- Мы пытались решить вопрос о передаче в Свердловскую область неизрасходованных квот других субъектов. Готовится новое постановление Правительства РФ, согласно которому квоты на оказание высокотехнологичной медпомощи будут предоставляться не только государственным клиникам, но и медучреждениям государственно-частного партнёрства, – рассказал «Облгазете» депутат Госдумы по Нижнетагильскому округуАлексей Балыбердин. - В 2020 году ситуация должна измениться.

Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр имени В В Тетюхина
На рецепции клиники. Фото: Павел Ворожцов
Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр имени В В Тетюхина
Так проходит обследование. Фото: Павел Ворожцов
Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр имени В В Тетюхина
На операции. Фото: Павел Ворожцов
Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр имени В В Тетюхина
И после неё… Фото: Павел Ворожцов
Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр имени В В Тетюхина
Обед для пациентов. Фото: Павел Ворожцов
Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр имени В В Тетюхина
Так больных начинают «расхаживать» уже на следующий день после операции. Фото: Павел Ворожцов
  • Опубликовано в №202 от 02.11.2019
Областная газета Свердловской области