За годы оптимизации Свердловская область потеряла треть всех больниц

реформа здравоохранения  в Свердловской области

За годы оптимизации количество больниц в территориях, в том числе в Свердловской области, уменьшилось практически на треть

Вице-премьер Татьяна Голикова признала, что оптимизация здравоохранения прошла ужасно. Чтобы понять это, понадобилось 10 лет. За это время количество больниц в территориях уменьшилось практически на треть – люди, живущие в малых населённых пунктах, лишились возможности получать медпомощь рядом с домом. О том, как оптимизировалась медицина в Свердловской области и что теперь с этим делать – в материале «Облгазеты».

Реформа-сокращение

Федеральную реформу здравоохранения начали в России в 2010 году. Началась повсеместная оптимизация расходов бюджета на медицину за счёт закрытия малых больниц. Однако эти самые небольшие больницы, фельдшерско-акушерские пункты и поликлиники начали закрываться ещё раньше — с конца 90-х годов и начала 2000-х. Тогда прокатилась волна «оптимизации» поликлиник и больниц, которые с советского времени работали при предприятиях. Завладевшие заводами и фабриками частники первым делом стремились избавиться от инфраструктуры, которая оттягивала средства. Здоровье рабочих бизнес не интересовало.

Только на территории Среднего Урала, по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области, за последние 19 лет была ликвидирована 75 больниц из 228. С фельдшерско-акушерскими пунктами ситуация ещё хуже: закрыты 280 из 842.

Все эти годы «Облгазета» рассказывала о проблемах, с которыми сталкиваются жители сёл, деревень и посёлков, оставшихся без медпомощи. Об их протестах против закрытия поликлиник и больниц. Очень редко жителям с помощью журналистов удавалось их отстоять – как станции Скорой помощи в Нижней Салде («ОГ» за 14.12.2017) и Новоасбесте («ОГ» за 11.03.2017). Чаще всего сборы подписей, публикации в СМИ, митинги оказывались бесполезными. Чиновники, несмотря ни на что, закрывали больницы, как, например, это произошло с круглосуточными стационарами в Лобве и ЗАТО Уральском, роддомами в Карпинске, посёлке Пышма и Нижней Туре

И вот, на днях вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что программа оптимизации здравоохранения привела к тому, что качество и доступность медпомощи резко ухудшились. «В качестве приоритетной в 2019 году была выдвинута тема модернизации первичного звена здравоохранения. Этой проблеме ряд регионов в последние годы уделял мало внимания. Во многих регионах оптимизация была проведена ужасно», – рассказала Татьяна Голикова в интервью на телеканале «Россия-1». Она отметила, что виноваты в этом оказались и федеральные, и региональные власти, так что сейчас придётся думать об исправлении ситуации. Признаться, такого поворота уже никто не ждал. Народ в очередной раз затянул кушаки потуже и… пошёл лечиться в аптеки и частные больницы. А результатом самолечения стал возросший уровень смертности на рабочем месте.

– В прошлом году у нас в регионе на рабочем месте от общих болезней, не связанных с травматизмом, умерли более ста человек, – рассказал «ОГ» главный доверенный врач Федерации профсоюзов Свердловской области Владимир Бондарчук. – Таких высоких показателей не было ещё 10 лет назад, а сейчас количество подобных смертей растёт с каждым годом.

Людям из маленьких небольших пунктов, где закрыли больницы, приходится ездить на приём к врачу в райцентр, в крупные города. Следовательно, нагрузка на врачей здесь выросла. И несмотря на попытки улучшить помощь в амбулаториях, оборудуя так называемые «бережливые поликлиники», очереди к врачам не становятся меньше. «Облгазета» писала, что в очереди к гинекологу, например, в Карпинске пациенты могут провести семь часов подряд («ОГ» за 1.02.2015). Так же оптимизировали и поликлинику в Екатеринбурге на улице Братьев Быковых.

– Если раньше терапевт руками писала на бланке направление на кровь, с ним мы наутро шли в поликлинику и стояли в живой очереди в процедурный кабинет, то теперь врач на приёме распечатывает направление к фельдшеру на получение талона на анализ. Затем в указанное время идём к фельдшеру – тот вводит информацию с направления в компьютер, распечатывает талон на сдачу крови. В день сдачи анализа идём сначала в отдельную регистратуру, ведающую анализами. Там в обмен на направление выдают набор пробирок с метками и только после этого мы идём с ними в лабораторию – процедуру обследования превратили в испытание не для больных людей, – делится опытом 82-летняя читательница «ОГ» Татьяна Исакова.

Сохранить, что осталось

- «Оптимизация» у нас проводилась, в основном, механистично, – считает руководитель Свердловской организации по защите прав пациентов Максим Стародубцев. – Когда потребовалось поднять уровень зарплаты медицинских работников, а деньгами это требование центр никак не подкрепил, регионы кинулись исполнять его путём сокращения штатов в небольших больницах, содержание которых считалось невыгодно.

При этом люди отлично понимали, что говорить «выгодно» там, где речь идёт о самом ценном – жизни и здоровье – дико. Однако никакого смущения на этот счёт не было. На сайте «ОГ» есть сюжет об оптимизации свердловских больниц. Он насчитывает около 50 публикаций: масштабы уничтожения медицины, по меткому заявлению Голиковой, действительно ужасают.

- Лишних проходок больного человека по инстанциям больницы быть не должно, – уверена жительница Верхней Пышмы, глава Ассоциации депутатов органов местного самоуправления Галина Артемьева. – Если пациенту нужен окулист, то зачем ему ехать на приём к терапевту? Люди вынуждены заниматься самолечением, потому что либо их больницу закрыли, либо к врачу не попасть. Конечно, разрушенные больницы теперь не восстановишь. Но давайте хотя бы обеспечим персоналом имеющиеся, в том числе ФАПы в деревнях и сёлах.

Для этого общественница предлагает направить финансовую помощь на жильё для медиков и достойную зарплату, чтобы не приходилось набирать безумное количество рабочих часов и валиться от усталости прямо на рабочем месте. И отменить в дальнейшем всякое закрытие больниц. Кроме того, есть предложение, прежде чем что-либо менять в медицине, создать концепцию.

- До сих пор вся эта оптимизация напоминала лихорадочное движение с бездумным уничтожением больниц, – считает Олег Колпащиков, президент АНО «Белая трость» и член Общественного совета министерства здравоохранения Свердловской области. – Но никто не запрещал региону создать план поэтапного выхода из ситуации с дефицитом медицинской помощи.

Максим Стародубцев предлагает пойди дальше – поменять статус медицинских страховщиков: из коммерческих организаций перевести их в некоммерческие и использовать прибыль исключительно для развития медицины, а не распределять её между владельцами, как происходит сейчас).

«ОГ» обращалась за комментариями к главным врачам больниц в регионе, но они отказались что-либо говорить, боясь санкций минздрава.

Оптимизация медицины привела к тому, что очередей в больницах стало ещё больше. И даже внедрение «бережливых технологий» не искоренило их Фото: Владимир Мартьянов

Комментарий

Вячеслав ПОГУДИН, председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Свердловской области:

– Сейчас мы исправляем то, что было ошибочно сделано в предыдущие годы. Делаем всё, чтобы медицинская помощь населению стала доступна и близка. Так, по планам, в 2020 году все сельские территории, которые нуждаются в амбулатории, будут обеспечены ФАПами и ОВП. А населённые пункты, где проживают менее ста человек, будут обслуживаться мобильными ФАПами и стоматологическими кабинетами.

В больших и малых городах положено начало процесса по переоборудованию регистратур, по изменению логистики медицинских учреждений. Пациент, приходя в поликлинику, не блуждает по коридорам. Всегда есть тот, к кому он может обратиться с организационным вопросом. Также уделяется внимание интерьеру и благоустройству самих зданий больниц. Скорая помощь также продолжает переоснащение автомобильной техникой. Развивается санитарная авиация. Учитывая просторы нашей области, в перспективе будут строиться вертолётные площадки и пополняться авиационный парк.

Я довольно часто участвую в выездных рабочих мероприятиях комитета по охране здоровья Госдумы РФ, который возглавляет Дмитрий Морозов. Побывал в целом ряде регионов. В целом, считаю, мы по уровню развития медицины стоим выше ряда регионов средней полосы России. Хотя, конечно, есть полезные вещи, которые мы можем почерпнуть у соседей.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №239 от 26.12.2019 

Сюжет

Сокращенная помощь
Хроника оптимизации здравоохранения в Свердловской области.

Областная газета Свердловской области