«Расслабляться нельзя. Прорвёмся». Хирург Верхнепышминской ЦГБ - о буднях врачей, работающих в «красной зоне»

Максим Лукашев, заведующий хирургическим отделением Верхнепышминской ЦГБ

Максим Лукашев работает врачом 13 лет. Фото: Верхнепышминская ЦГБ имени П.Д. Бородина

Врач Максим Лукашев, заведующий хирургическим отделением Верхнепышминской центральной городской больницы, с апреля работал в «красной зоне» и помогал людям с диагнозом COVID-19, ав июне сам попал в инфекционное отделение с новой коронавирусной инфекцией. Сейчас он проходит лечение в своей родной больнице. Его историю в рамках всероссийской акции «Помоги врачам» рассказал актёр Свердловского государственного академического театра драмы Александр Хвостов. Масштабный проект «Помоги врачам» - это живые истории российских медиков, которые в эти дни борьбы с COVID-19 безотрывно находятся на своём рабочем месте, часто - в опасной «красной зоне». Поэтому монологи от лица самих героев взялись представить актёры из разных городов страны.

В апреле этого года жизнь больничного корпуса Верхнепышминской ЦГБ, в который входят урологическое, травматологическое и хирургическое отделения, изменилась. Врачи оказались на «передовой» – в эти отделения начали поступать пациенты, к диагнозу которых добавилась новая коронавирусная инфекция или подозрение на неё. Сначала таких пациентов были единицы, но к концу месяца их количество начало расти.

Фото: Верхнепышминская ЦГБ имени П.Д. Бородина

Максим Лукашев: «Сотрудников своего подразделения вывел на «передовую» ещё в середине апреля. Первые больные начали поступать во второй половине месяца.

Сейчас у нас в стационаре находятся более восьмидесяти пациентов. Из них лабораторно подтверждённых случаев COVID-19 – порядка шестидесяти. Некоторое время назад цифры были ещё выше – почти сотня пациентов. Это при том, что в корпусе развёрнуты в общей сложности девяносто две койки на всех, кому требуется медицинская помощь.

В отделении работают посменно сорок человек. Это сотрудники разных подразделений больницы плюс четыре совместителя, прибывшие на усиление, – два хирурга из Екатеринбурга и Ревды и два пульмонолога из детской клинической больницы № 11. Весь персонал выходит в «красную зону».

Сейчас проблем со средствами индивидуальной защиты нет. Да, в начале работы их количество было ограничено, но и тогда ни один мой сотрудник не приступал к работе без защиты. Кроме того, больница обеспечивает работникам профилактику инфекции – в нашем распоряжении есть интерферон, который применяется регулярно. Cотрудники с положенной периодичностью сдают анализы на COVID-19.

Наверное, этот комплекс мер даёт качественную защиту, но психологически всё равно тяжело. Мы работаем в плотном контакте и с больными, и друг с другом, так что риск заражения существует всегда. Но это наша обычная работа, поэтому тревоги, беспокойства или страха нет. Тот, кто анализирует и рационально оценивает информацию, кто стремится узнать нового врага как можно лучше, меньше подвержен панике.

Несколько сотрудников уже переболели коронавирусной инфекцией. К счастью, все уже поправились.

А четыре дня назад мой анализ дал положительный результат. Госпитализировали в инфекционное отделение. Пневмония. Вроде бы небольшая. Самочувствие среднее – скажем так, бывало и лучше.

Хорошо, что ещё весной перебрался в отдельную квартиру, чтобы не заразить жену и детей – их у меня трое. Иногда гулял во дворе с сыном и двумя дочками. С женой встречался на велопрогулках, но всегда держал дистанцию – ближе чем на метр-полтора домашних к себе не подпускал. У нас на территории больницы сотрудники могут находиться круглосуточно, чтобы снизить риски для родных. Аналогичного подхода придерживаются многие медики из Москвы и Санкт-Петербурга, работающие в «красной зоне».

Дефицит семейного тепла компенсируем общением с коллегами. Поддерживаем друг друга, проводим вместе свободное время. В выходные выезжали на рыбалку узким кругом. Всем в изоляции от родных тяжело: у меня коллега полгода назад стал отцом, дочку уже два месяца видит только по видеосвязи.

Но тяжело не только это. Непросто выстроить общение с пациентами. Люди эмоционально ангажированы, и свои переживания, не сдерживаясь, транслируют на медперсонал. Одним требуется больше внимания. Других пугает неизвестность. Третьи пытаются заниматься самолечением, спорят с врачами, указывают, какой препарат им назначить, как именно вводить лекарство и тому подобное.

Есть контингент активно протестующих – против запрета на поход в «курилку», против ограничения передвижений и даже против самого пребывания в больнице. Да, сейчас действует другая степень свободы, но и степень несвободы – тоже другая.

Например, человек уже клинически здоров, но остаётся носителем коронавируса, и тесты из лаборатории приходят с положительным результатом. По правилам, такого пациента мы оставляем в больнице, так как он несёт в себе опасность распространения инфекции. Если даже он самовольно покинет больничные стены, то полиция снова его принудительно изолирует. Не все готовы мириться с таким положением дел. Поэтому нередко в наш адрес звучат угрозы.

Фактически объём работы из-за пандемии вырос в три раза. Хирургический корпус работает в режиме сортировочной станции. Сюда поступают все: те, кто ждёт отправки в другие медучреждения по профилю, кардиологические, неврологические, инфекционные потоки. Кроме отдельных пациентов, иногда временно госпитализируются и семьи с детьми.

Многие врачи творчески подходят к росписи своего спецкостюма. Фото: Верхнепышминская ЦГБ имени П.Д. Бородина

Организация рабочего процесса крайне трудозатратна. Нагрузка колоссальная, каждый день с утра до глубокой ночи – звонки, переговоры, изменения в маршрутизации, решения о госпитализациях. Ежедневные осмотры пациентов, разбор сложных клинических случаев, изменение схем и тактик лечения. В ручном режиме регулируются поставки медикаментов, расходных материалов. Да и коллектив в его нынешнем варианте сложился из разных людей, так что вынужденно соединяем порой несоединимое.

Но расслабляться нельзя. Прорвёмся».

"Областная газета" благодарит за помощь в подготовки материала Верхнепышминскую ЦГБ.

Об акции:

Ко всероссийской благотворительной эстафете #помогиврачам, именно так называют проект организаторы - Большой драматический театр имени Георгия Товстоногова и журнал "Театр" , уже присоединились 26 театров, среди них московский театр «Современник», петербургский Театр имени Ленсовета, Омский театр драмы, Государственный русский драматический театр имени Н.А. Бестужева (Улан-Удэ) и киностудия «Ленфильм». Монологи врачей уже записали артисты Чулпан Хаматова, Олег Басилашвили, Анна Алексахина, Елизавета БоярскаяКак оказалось, коллективы театров не только словом поддерживают врачей, но и совместно с благотворительными фондами открывают сборы, на собранные деньги покупают средства индивидуальной защиты для врачей.

Александр Хвостов живёт в Верхней Пышме, окна его квартиры выходят на центральную городскую больницу. Решив принять участие в акции, он первым делом обратился именно в это учреждение. Во время работы над материалом «ОГ» узнала, что монолог актёра Александра Хвостова нашёл продолжение. Его поддержало руководство из Свердловского государственного академического театра драмы. Они связались с организаторами всероссийского проекта, чтобы к нему присоединиться.

– Мы все следим за тем, что происходит в театральной среде. Всё чаще появляются материалы, где артисты российских театров, выступая от лица врачей, рассказывают их истории. Мне тоже захотелось присоединиться к акции, чтобы поддержать медицинских работников, донести до людей, что сейчас происходит. Поэтому я написал письмо Вячеславу Денисову, главному врачу Верхнепышминской ЦГБ, и спросил, есть ли у них врач, который готов принять участие в акции. Потому что людей этой профессии, которые готовы рассказать свои истории, очень мало. В больнице мою идею поддержали, – рассказал «ОГ» артист.

Он также признался, какие части в монологе были для него особенно непростыми.

- Сложные моменты - это не статистика, а личное восприятие, когда люди начинают рассказывать о себе. Я могу представить, насколько трудно было врачу рассказать именно историю о себе и своей семье. Рассказать незнакомым людям. На это не каждый решится, - объяснил он. - Я надеюсь, что этот проект найдёт продолжение в нашем регионе. 

  • Опубликовано в №108 от 20.06.2020
Областная газета Свердловской области