Педиатрия в регионе по основным показателям приблизилась к европейской

В начале летних каникул «ОГ» провела «Прямую линию» со Светланой Татаревой, начальником отдела организации оказания медицинской помощи матерям и детям министерства здравоохранения Свердловской области. Вместе с ней проблемы оказания медпомощи в регионе обсудили Вячеслав Погудин, председатель комитета по соцполитике Свердловского Заксобрания, член рабочей группы партийного проекта «Качество жизни (Здоровье)» партии «Единая Россия» и Александр Серебренников, заместитель председателя комитета по соцполитике Заксобрания, координатор этого партийного проекта.

Татьяна, Ирбит:

– Мой ребёнок переболел в мае острой кишечной инфекцией неустановленной этиологии. После этого его никак не могут выписать в детский сад, потому что в поликлинике нет возможности сдать анализ на ротавирус и бакпосев. В больнице объясняют, что нет денег на реактивы – мол, их нет давно, и неизвестно, когда появятся. Почему мой ребёнок должен страдать из-за этого?

Светлана Татарева:

– Действительно, в Ирбите некоторое время назад сложилась такая острая ситуация – по техническим причинам при проведении госзакупок. Но сейчас эта проблема уже решена. Ваш ребёнок будет обследован, и после этого участковый педиатр выдаст ему справку в детский сад.

Мария, Талица:

– 26 мая в Талицком роддоме родился мой первенец. Роды получились в пересменку, и не всё прошло удачно. Мальчик появился на свет весом четыре килограмма 176 граммов. У ребёнка повреждён шейный отдел позвоночника, а ещё есть подозрение на перелом правой ключицы… Сейчас мы дома, но требуется наблюдение специалистов. В Талице нет ни ортопеда, ни невропатолога, детский хирург в отпуске. Как мне быть?

Светлана Татарева:

– Уважаемая Мария! По ситуации, которую вы описали, в министерстве здравоохранения Свердловской области будет проведён разбор. По всем вопросам, возникшим у вас по поводу здоровья вашего ребёнка, вы можете обратиться ко мне по рабочему телефону (343) 312–00–03, добавочный 840.

Кстати, на сайте минздрава есть возможность обратиться к сотрудникам министерства напрямую – любой желающий может задать интересующий вопрос.

Кстати

В детских поликлиниках области не хватает неврологов, хирургов, окулистов, отоларингологов и ортопедов, укомплектованность ими лишь 75 процентов. В случае, если нужного врача нет по месту жительства, пациенту выписывают направление в ОДКБ №1.

Ирина Козлова, Орджоникидзевский район, Екатеринбург:

– У моего внука целый ряд неврологических заболеваний, в этом году он заканчивает девятый класс. Одни врачи говорят одно, другие – другое. А нам бы хотелось получить такую консультацию, чтобы доверять ей, и других мнений не ждать. Как нам быть?

Светлана Татарева:

– Специалисты отдела организации медицинской помощи матерям и детям запросят подробную информацию о вашем внуке и свяжутся с вами для уточнения дальнейших действий.

Анна Труфанова, Екатеринбург:

– Как вы оцениваете уровень оказания медпомощи детям на Среднем Урале?

Вячеслав Погудин:

– В системе здравоохранения педиатрия – наиболее прочно сформированная система оказания медицинской помощи, её фундамент весьма качественно был заложен ещё в советский период. И в связи с этим у нас в области очень хороший потенциал – и научная школа, и преемственность, и профессиональные кадры, и сформированная повсеместно сеть.

Светлана Татарева:

– Главный показатель уровня организации медицинской помощи детям – младенческая смертность. Этот коэффициент говорит о том, насколько чётко выстроена и работает система, хватает ли у нас специалистов и как оснащены наши больницы современной техникой. Этот показатель сегодня в Свердловской области на уровне европейского – 4,9 промилле. Мы смогли добиться такого результата целенаправленной кропотливой работой здравоохранения всей области.

Елена Аксёнова, Берёзовский:

– Хватает ли детских врачей? Слышала, что кое-кто предлагает заменить педиатров «взрослыми» врачами?

Светлана Татарева:

– Никогда «взрослый» доктор не заменит педиатра. Оказание помощи детям слишком специфично. В Свердловской области 534 детских поликлинических участка, укомплектованность участковых педиатров высока. Дефицит детских врачей – в необходимости обеспечить этими специалистами все детские сады и школы. В основном в образовательных учреждениях работают фельдшеры, не имеющие высшего образования.

Вячеслав Погудин:

– Развитие школьной медицины – это ещё один важный момент. Этим вопросом мы также будем заниматься в комитете Заксобрания совместно с министерствами здравоохранения и образования. Не секрет, что школьная среда сказывается на здоровье ребёнка, и за время его учёбы возникают так называемые «школьные» заболевания. Основным фактором защиты от «школьных» болезней является профилактика – и ею надо заниматься прежде всего. Задач много, все их надо решать при помощи участия различных ведомств. В связи с этим тема школьной медицины должна вырасти в особый проект в Свердловской области, надо сформировать отдельный алгоритм действий, и мы, законодатели, готовы поддержать этот проект.

Светлана Татарева:

– В школах Среднего Урала открыты кабинеты и центры здоровья, где одновременно работают как педагоги, так и медицинские работники. Усилия по охране здоровья детей объединяют учителя, родители, волонтёры и сами школьники. Это очень перспективное направление.

Михаил Потапов, Богданович:

– Расскажите о перспективах развития паллиативной помощи детям.

Александр Серебренников:

– В сентябре в Екатеринбурге на базе ОДКБ № 1 состоится открытие уникального для нашего региона отделения оказания детям паллиативной помощи на 25 коек (паллиативная терапия избавляет от боли и облегчает тяжёлые проявления заболевания у неизлечимо больных. – Прим. ред.). Организация системы паллиативной помощи – очень актуальный вопрос как для всей страны, так и для нашего региона. К сожалению, долгие годы эта тема в обществе замалчивалась. Накопленный опыт оказания такой помощи у свердловских медиков уже один из самых богатых в России. Паллиативная служба поможет сопровождать своих подопечных – и речь идёт о помощи не только больному ребёнку, но и всей его семье. С 1 июля 2015 года вступает в силу новый Федеральный закон №501, который призван облегчить доступ пациентов с тяжёлыми заболеваниями к обезболивающим препаратам.

Светлана Татарева:

– В регионе уже действуют выездные бригады детской паллиативной помощи, сегодня они охватывают Екатеринбург, Первоуральск и Нижний Тагил. В дальнейшем мы будем развивать это направление работы.

Наталья Черкасова, Екатеринбург:

– Какие направления педиатрии сегодня требуют первоочередного решения?

Вячеслав Погудин:

– В службе оказания медпомощи детям есть приоритетные вопросы, требующие серьёзного развития не только на территории области, но и во всей стране – это вопрос реабилитации, восстановления детей-инвалидов. Инвалидность детей, в том числе с рождения – это большая проблема, решением которой надо постоянно заниматься. В стране около 300 тысяч детей с ограниченными возможностями, в области их тоже много. Надо сказать, ребёнок физиологически обладает удивительно большим восстановительным ресурсом. Это очень благодарный пациент, если в него своевременно вложиться и поддержать восстановление. С участием различных министерств мы провели в нашем комитете круглый стол по раннему сопровождению детей, страдающих инвалидностью. Если врачи начинают сопровождать ребёнка достаточно рано, в некоторых случаях ещё до его рождения (а современные медицинские технологии это позволяют), то результат лечения просто потрясающий. Кстати, семье при этом необходима помощь социального работника и психолога.

Сюжет

Сокращенная помощь
Хроника оптимизации здравоохранения в Свердловской области.

Областная газета Свердловской области