Помощь с воздуха: авиационный отряд специального назначения Росгвардии помогает бороться с браконьерами в лесу

Рейд охотинспекторов

Дрон способен летать днём и ночью и оглядывать окрестности в радиусе до 70 километров. Фото: Станислав Богомолов

В поимке браконьеров и других нарушителей порядка в лесу авиационный отряд специального назначения (АОСН) Росгвардии участвует с 2013 года. Покой зверей помогают охранять и другие «птицы» – дроны. Корреспондент «Облгазеты» побывал в одном из таких рейдов на границе между Ирбитским и Артёмовским районами.

Куда точно едем – не знаю: для избежания утечки информации конечная цель маршрута не афишируется. Впереди идёт КАМАЗ с фургоном, где находится аппаратная, за ним – наш УАЗ с тележкой, на которую ставится пусковая установка для дрона.

Выбираем подходящую полянку. Пусковая установка внешне похожа на небольшую катапульту. Один из росгвардейцев настраивает беспилотник: подсоединяет крылья, ставит аккумулятор, заряжает парашют, а поскольку только начало светать, пока ставится тепловизорная головка. Щелчок и полетел, родимый!

Силы на отлов браконьеров собрались нешуточные: три охотинспектора во главе с начальником оперативного отдела департамента по охране животного мира Свердловской области Дмитрием Савиным, пять авиатехников и четыре бойца специального отряда быстрого реагирования (СОБР) Росгвардии с автоматами. Последнее не лишнее: у охотинспекторов нет табельного оружия. А то, что браконьер бывает опасен, свидетельствует недавний случай, когда охотинспектора Андрея Киргинцева смертельно ранили во время рейда в Таборинском муниципальном районе.

Но вернёмся к дрону: летит он бесшумно на высоте 600 метров и спугнуть никого не может, а картинку передаёт интересную. Работой дрона управляют два оператора: слева Максим сверяет на экране по карте движение беспилотника и управляет им, а справа у Алексея на экране побольше – передаваемая картинка, он управляет тепловизорной камерой. Позади них – консилиум из инспекторов и авиатехников.

– О, смотрите, стайка кабанов облюбовала болотце и жируют там. А вот это пятно побольше – наверное, мамка с поросятами отдыхает, – говорят росгвардейцы.

– Ребята, не отвлекаемся, нам люди нужны. Надо поглядеть, что это за две машины у заимки стоят. Сделайте покрупнее. Да, похоже, охотники. Машины стоят, снегоходы ездят, но ничего не происходит, охота не организуется. Ведут себя уверенно, не суетятся, но как-то странно всё это…

Консилиум совещается, а беспилотник тем временем уже возвращается – аккумулятора хватает часа на два. Аппарат делает круг над полянкой, а потом плавно приземляется в снег с парашютом. Вместе с аккумулятором меняется и головка – теперь это видеокамера.

Консилиум решил – надо проверить эту группу. Охотинспекторы и СОБРовцы садятся в «Кречет», специальный вездеход повышенной проходимости.

– Даже если это нормальные охотники, мы должны их проверить, – говорит Дмитрий Савин. – Грань между законной и незаконной охотой бывает невелика. С браконьером, у которого нет разрешений ни на охоту, ни на оружие, всё ясно. А бывает, что бумаги есть, а ты вышел за территорию охотхозяйства – это нарушение. Разрешение выписано на косулю, а ты лося завалил – более серьёзное нарушение. Если охота коллективная, должен быть список бригады и так далее…

Только отъехали на «Кречете», из аппаратной сообщают: вполне можете перехватить автомобиль УАЗ, если поспешите. Успели. Слегка обалдевшие от такого количества проверяющих, двое мужчин показывают свою машину. Оружия нет, мяса нет – они просто ездили попроведать свою заимку.

Координаты другой заимки, где стояли две машины, у нас есть, но лесные дороги так и норовят увести в сторону. Решили запросить помощь с воздуха, и нам помогли. Намотали 40 километров, но домик нашли, а вот хозяев и след простыл. Ну не наш выдался день. А может, браконьеров здесь всех вывели?

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

КСТАТИ

Авиаотряд специального назначения был создан в Управлении Росгвардии по Свердловской области в 2013 году. На его вооружении 10 дронов. В 2019 году департамент по охране животного мира области 15 раз привлекал авиатехников для борьбы с нарушителями в лесу. В целом выявлено 701 нарушение, изъято 44 единицы огнестрельного оружия, возбуждено 52 уголовных дела, 17 из них переданы в суд.

Но это далеко не единственное, чем занимаются авиатехники. Они контролируют все массовые мероприятия, помогают уголовному розыску искать подозреваемых, ищут заблудившихся грибников, выявляют нарушителей на дорогах. Летают днём и ночью, радиус действия – до 70 километров.

  • Опубликовано в №232 от 17.12.2019 под заголовком «Помощь с воздуха»
Областная газета Свердловской области