Генпрокуратура РФ уличила работников лесничеств в покровительстве чёрным лесорубам

незаконная рубка леса в Рассохе

Помимо материального ущерба, незаконные рубки наносят природе огромный экологический вред и приводят к заболачиванию местности Фото: Алексей Кунилов

Весной этого года Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов представил руководству страны доклад о состоянии законности в сфере лесопользования. Из его текста следует, что наибольшие объёмы незаконных рубок зафиксированы в Иркутской области, Забайкальском крае, Республике Бурятия и … Свердловской области. И это несмотря на то, что региональное министерство природных ресурсов и экологии постоянно рапортует о снижении объёмов нелегальной лесозаготовки. Но прокуроры в Москве, да и на Среднем Урале, прекрасно знают, что эту проблему не решить, пока работники профильных органов власти и лесничеств не перестанут оказывать покровительство чёрным лесорубам.

Работа кипит

В Екатеринбурге на очередном заседании Комиссии по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины заместитель министра природных ресурсов и экологии Свердловской области Вероника Русиновасообщила, что основная доля нелегальной лесозаготовки приходится на чёрных лесорубов и на рубки, допускаемые лесопользователями с нарушением федерального законодательства. Для противодействия злоумышленникам минприроды увеличило кратность патрулирования лесов на 27 процентов и призвало директоров лесничеств усилить работу с арендаторами. Если верить чиновникам, положительный эффект не заставил себя долго ждать.

– Применение комплексного подхода контролируемых структур в обсуждаемой проблеме позволило достичь определённых результатов, – заявил министр природных ресурсов и экологии Свердловской области Алексей Кузнецов. – Снижение незаконных рубок в этом году отмечено в Ивдельском, Свердловском, Сысертском лесничествах.

Прокурорские проверки

А вот у прокуроров иная точка зрения на ситуацию с незаконными рубками в регионе, но на заседание, в котором участвовали представители ГУ МВД России по Свердловской области, регионального управления ФССП России, Уральской оперативной таможни и директора нескольких лесничеств, их не пригласили. Как рассказал «ОГ» начальник отдела по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества прокуратуры Свердловской области Никита Шулепов, на данный момент объём незаконных рубок на Среднем Урале вырос до 15 тысяч кубометров, хотя годом ранее он составлял всего 13 тысяч «кубов». В ведомстве предлагают бороться с чёрными лесорубами не увеличением кратности патрулирований, а наведением порядка в рядах минприроды.

– Для снижения приведённых показателей незаконных рубок региональным органам власти в области лесных отношений следует активизировать работу по лесоустройству и контролю за деятельностью подведомственных учреждений (лесничеств), – отметил Никита Шулепов.

Бардака в этой сфере хватает с лихвой. По результатам прокурорских проверок в 2017–2019 годах были выявлены многочисленные нарушения в работе департамента лесного хозяйства Свердловской области и его структурных подразделений. В частности, в 2018 году прокуроры вскрыли факты бездействия департамента по взысканию вреда, причинённого лесам региона от незаконных рубок и природных пожаров. Сотрудники ведомства умышленно не наладили взаимодействие с территориальными органами судебных приставов, чтобы не взыскивать долги с лесопользователей за аренду участков. В итоге 8 сотрудников лесничеств привлекли к дисциплинарной ответственности.

Или другой факт, который имел место совсем недавно. Прокуратура уличила лесничего Шалинского лесничества Николая Макеева в служебном подлоге: он внёс в акт осмотра лесосеки ложные сведения о незаконно срубленных ООО «Вогульский леспромхоз» деревьях, чтобы снизить сумму ущерба и избавить арендатора от уголовной ответственности.

– Приведённые данные свидетельствуют о недостатках в деятельности департамента лесного хозяйства и минприроды по охране лесов региона, связанных прежде всего с неэффективной реализацией полномочий по взысканию вреда и слабым ведомственным надзором за работой лесничеств, – подчеркнул Никита Шулепов. – Как следствие на местах допускаются грубейшие нарушения при организации рубок, принимаются меры к сокрытию серьёзных преступлений и крупного ущерба, а ввиду недостаточности контрольных и профилактических мероприятий увеличивается число незаконных рубок, совершённых неизвестными лицами.

Странные совпадения

На самом деле эти лица в большинстве своём очень даже известны работникам лесничеств и тем, кто стоит над ними, но никто не спешит раскрывать их имена — рука руку моет. В своём докладе Президенту России Владимиру Путину генпрокурор РФ Игорь Краснов прямо указал, что незаконные рубки под видом санитарно-оздоровительных мероприятий нередко происходят при попустительстве и покровительстве должностных лиц органов лесного контроля и подведомственных им учреждений.

Например, случай с незаконной рубкой 19,5 кубометра сосны в квартале 36 урочища СПК «Колос» Зайковского участкового лесничества, о котором в начале лета писала «ОГ». Этот инцидент произошёл прошлой осенью. Бывший мастер леса Зайковского участкового лесничества Анатолий Артемьев снял на камеру, как вполне конкретные люди заметали следы от вырубки 18 сосен. В объектив попали их лица и номера тракторов. Казалось бы, что сложного в том, чтобы их найти? Но не тут-то было. Сначала сотрудники минприроды и директор Ирбитского лесничества Юрий Тресков настаивали, что вырублено всего 2,8 кубометра древесины при разрешённом объёме в 4 «куба», а когда они увидели акт обследования лесосеки помощником Ирбитского межрайонного прокурора, то стали говорить, что рубка совершена неизвестными лицами. Точку в этом вопросе поставила местная полиция, о чём «ОГ» сообщили в ГУ МВД по Свердловской области: хотя все факты были налицо и подтвердились прокуратурой, следователи отказали в возбуждении уголовного дела о нелегальной лесозаготовке из-за… отсутствия в деянии состава преступления.

Самое интересное здесь в том, что Анатолий Артемьев неоднократно жаловался правоохранителям на незаконные рубки в Ирбитском лесничестве, ущерб от которых превышает не один миллион рублей. По его словам, с 2016 года таких случаев было не менее пяти. Но каждый раз полиция отказывает в возбуждении уголовных дел. А если зайти на официальный сайт ГУ МВД России по Свердловской области, то там можно найти информацию о делах против чёрных лесорубов в Михайловске, Екатеринбурге, Тавде, Красноуральске, Шале, Ивделе, даже в ЗАТО Свободный, но никак не в Ирбитском муниципальном образовании, где площадь лесов составляет почти 250 тысяч гектаров. Совпадение? Это вряд ли.

Возникает справедливый вопрос: неужели в Ирбите всё так славно, что незаконных рубок там нет, или к местным полицейским стоит получше присмотреться управлению собственной безопасности свердловского главка? К тому же оперативники ФСБ совместно с таможенниками регулярно ловят в тех краях лесных контрабандистов, которые пытаются вывезти нелегальную древесину за рубеж. Трудно поверить, что в Ирбитском лесничестве не в курсе, кто у них под носом незаконно рубит лес. Однако всегда можно спихнуть ответственность на неизвестных лиц.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №148 от 14.08.2020.
Областная газета Свердловской области