В Екатеринбурге и городах-спутниках к 2020 году решат проблему утилизации опасных иловых осадков

  Анна Позднякова
На САС вырабатывают биогаз – побочный продукт обеззараживания стоков. Фото: Александр Исаков

На САС вырабатывают биогаз – побочный продукт обеззараживания стоков. Фото: Александр Исаков

В Большом Екатеринбурге к 2020 году решат проблему утилизации опасных иловых осадков, которые образуются в результате чистки сточных вод. Две недели назад на Северной аэрационной станции запустили вторую в России котельную, которая работает на биогазе, полученном из этих отходов. А через неделю начнут строить цех сушки иловых осадков на Южной аэрационной станции.

Поля не для футбола

В Екатеринбурге иловые поля занимают площадь 18 гектаров. На них сливаются осадки, образованные в процессе очистки сточных вод. Там они сушатся в естественных условиях, а затем вывозятся на полигоны.

– Во всём регионе ежегодно под полигоны для размещения осадков требуется 16 гектаров земли – это 25 футбольных полей. Если ситуацию оставить такой же, как сегодня, – через 20 лет количество накопленных в области осадков составит около трёх миллионов тонн, – бьют тревогу в МУП «Водоканал».

Решать эту проблему «Водоканал» начал в 2002 году с реконструкции Северной аэрационной станции. Она была введена в эксплуатацию в 1975 году для очистки бытовых сточных вод, поступающих через канализационную систему от жилых микрорайонов Уралмаш, Эльмаш и посёлка Шарташ, а также от промышленных предприятий, расположенных на этой территории.

Котёл, работающий на биогазе и отапливающий САС. Фото: Александр Исаков

Последним этапом стало создание комплекса, позволяющего снизить опасность иловых осадков. На эти цели был потрачен один миллиард рублей. Строительство длилось пять лет и закончилось в конце сентября – тогда была запущена котельная на биогазе. В России есть всего одна аналогичная котельная – в Москве.

Диспетчерская, из которое ведётся управление САС. Фото: Александр Исаков

Станция работает в автоматическом режиме и управляется с трёх мониторов, за которыми следит один диспетчер. Как рассказала Галина Леухина, главный технолог станции, кроме первичной механической очистки коммунальные стоки проходят биологическую очистку. На этом этапе и образуются опасные осадки.

– Жидкость подаётся в резервуары, где работают живые микроорганизмы – активный ил. Они удаляют из воды органические вещества, в том числе аммонийный азот.

Метантенки, в которых происходит сбраживание иловых осадков и вырабатывается газ метан. Фото: Александр Исаков

Затем осадки, которые раньше сливали на иловые поля, отправляют в метантенки – десятиэтажные металлические резервуары для сбраживания и получения газа, – объяснила Галина Леухина.

В результате сбраживания образуется газ метан – в сутки около 200 кубов.

Раньше этот метан образовывался во время естественного брожения над иловыми полями. Теперь газ не попадает в атмосферу, а используется для отопления станции и подогрева метантенков. На данной момент только один котёл в котельной переведён на биогаз, но его мощности хватает, чтобы содержать станцию.

Фото: Александр Исаков

– На станции можно будет поставить установку, чтобы перерабатывать биотопливо в электричество. Это не очень дорогостоящее оборудование, зато станция сможет отказаться от внешнего электроснабжения. Ежегодно на тепло и электричество приходится тратить порядка 33 миллионов рублей. Эти деньги можно сэкономить и отправить на обновление сетей, – поделились планами на предприятии.

Так выглядят поля, куда сливается ил после очистки сточных вод. Фото: Александр Исаков

В цехе механического обезвоживания перебродившие осадки в течение пяти часов прессуются, а затем вывозятся на полигон. Комплекс не решает проблему полностью, но после обработки осадки считаются отходом пятого класса опасности – «практически неопасные отходы».

– В области нет полигонов, которые принимали бы отходы четвёртого класса. Приходилось хранить на иловых полях в черте города. Сейчас обезвоженные осадки можно использовать для благоустройства города, например для газонов, – уточнили в МУП «Водоканал».

Газгольдер – шар, в котором стабилизируется давление газа. Фото: Александр Исаков

Отходы станут топливом

Северная аэрационная станция очищает только 15 процентов всех стоков Екатеринбурга – остальные 85 принимает Южная станция. На следующей неделе на ней начнётся строительство цеха, в котором иловые осадки будут высушивать до гранулированного состояния и пускать в дело.

Как сообщили в МУП «Водоканал», сушка отходов будет происходить в специальных турбосушилках, которые при работе нагреваются до 280 градусов. Это позволяет за считанные минуты высушить осадок до состояния порошка. При этом объём осадка уменьшается в 7–10 раз.

В цехе механического обезвоживания иловые осадки проходят конечную стадию обработки, а затем вывозятся на полигон. Через два года на Южной станции появится ещё цех, который позволит подготовить отходы к полной утилизации на заводах. Фото: Александр Исаков

На сушку цех сможет принимать осадки не только со станций Екатеринбурга, но и из десяти соседних городов. Высушенный ил будет отправляться не на полигоны, как раньше, а в качестве топлива на цементные заводы в Сухой Лог и Невьянск.

– Продукты жизнедеятельности из Екатеринбурга и городов-спутников, которые образуются за одни сутки, поместятся в два самосвала и на следующее утро будут полностью сожжены на цементных заводах, – прокомментировали в пресс-службе МУП «Водоканал».

Закупать оборудование для цеха начали ещё в 2008 году. Тогда для проекта было выделено 1,2 миллиарда рублей. Однако в 2013 году проект был заморожен в связи с финансовым кризисом, поскольку не хватало ещё 600 миллионов. После долгих поисков инвесторов МУП «Водоканал» решил самостоятельно собрать всю сумму. Построить цех планируют за два года.

В числе потенциальных городов, откуда будут свозить ил на переработку – Ревда, Первоуральск, Среднеуральск, Верхняя Пышма, Березовский и Арамиль

  • Опубликовано в №185 от 10.10.2018 под заголовком «Заводы "накормят илом"»
Областная газета Свердловской области