С начала массовой охоты на копытных на Среднем Урале погибло пять человек

охотник с ружьём

Вышел из машины – вот тогда и заряжайся. Фото: Алексей Кунилов

Такого ещё не бывало: самая массовая охота на копытных – лося, косулю, кабана – началась 4 ноября, а уже пятеро погибших.  Попробуем разобраться, в чём дело. Сейчас сотрудники управления Следственного комитета по Свердловской области ещё ведут расследование.

Нижние Серги. Здесь произошло ЧП, с охотой связанное опосредованно. Шли два приятеля-охотника по лесу, вдруг выстрел, и один падает замертво. Из кустов выходят трое молодых людей с оружием. Второй охотник, понимая, что свидетель убийства для них опасен, бросился бежать и благополучно скрылся. Злодеев разыскивают. Других подробностей узнать не удалось, СКР не комментирует.

Нижний Тагил. Это была откровенно браконьерская охота. В тёмное время суток егеря одного из частных охотхозяйств на уазике инспектировали свои угодья, можно сказать, стояли в засаде. Услышали шум от двигавшейся по дороге навстречу им машины, из которой фароискателем кто-то подсвечивал придорожные кусты. Поскольку так охотиться запрещено, явно браконьеры, от которых всякого можно ожидать. Вдруг начнут стрелять по тёмному пятну? Поэтому егеря включили свои фары, и в это время вдруг в машине браконьеров раздался выстрел. Подошли к машине, дверь водителя – нараспашку, открыли заднюю дверь, и из машины падает уже мёртвый охотник. Вызвали полицию. Сбежавший с места ЧП браконьер сам явился с повинной.

Что же произошло? Браконьеры ехали с заряженным карабином «Вепрь», что строжайше запрещено, в машине оружие должно быть разряжено и даже зачехлено. Логика браконьеров понятна – вдруг зверь выскочит, стрелять надо быстро. А когда увидели фары от машины егерей, запаниковали, засуетились, и произошёл роковой выстрел.

Каменск-Уральский. Аналогичный случай – выстрел в машине. Ехали близ села Черемхово на охоту. Охотник с карабином «Сайга» сидел на переднем пассажирском сиденье. Его товарищ, даже не охотник, поехал просто за компанию, сидел сзади за водителем. В лесу наехали на поваленную берёзу, уазик крепко тряхнуло, и произошёл нечаянный выстрел. Пуля попала в голову приятеля. Охотник утверждает, что карабин был разряжен, просто при толчке произошли самозаряд (у этого карабина магазин, как у автомата Калашникова, только меньше) и выстрел. Следствие разбирается.

Артёмовский. По одной версии, два охотника шли друг за другом, один споткнулся и при падении нажал нечаянно на спуск. Пуля попала в спину товарища. По версии СКР, двое охотников ушли на разведку, третий пошёл им навстречу, по пути остановился, повесил карабин на дерево, а когда товарищи стали подходить, стал снимать карабин с сучка и нечаянно нажал на спуск.

Полевской. Погиб житель города Полевской во время коллективной охоты. Обычно она загонная: стрелки встают на номера, а загонщик направляет в их сторону зверя. Но бригада почему-то пошла в лес цепью, люди оторвались друг от друга, и один из них выстрелил в сторону шевелившихся кустов, а это был товарищ.

По всем случаям возбуждены уголовные дела по статье 109–1 (убийство по неосторожности, наказание до двух лет лишения свободы). Фигуранты вину признают, находятся под подпиской о невыезде.

Судя по всему, это всё были сплошные грубейшие нарушения техники безопасности и правил охоты. Такое впечатление, что у их оружия кто-то взял, да и убрал предохранители. Ну зачем ходить по лесу со снятым предохранителем? Иной раз сквозь такие кусты продираешься, что любой сучок может дёрнуть спусковой крючок. Бывалые охотники всегда держат оружие на предохранителе и снимают с него оружие при стрельбе что называется, на автомате.

А случай в Полевском? Довольно частая ситуация, хотя в правилах охоты сказано: стрелять только по ясно видимой цели. Никакой стрельбы на шум, шевеление кустов или тёмные пятна. В нормальном, дорожащем своей репутацией охотхозяйстве, бригаду всегда сопровождает егерь. Он инструктирует, организует процесс, и при нём никто бы не поехал с заряженным оружием в машине. Случается, что приезжает несколько бригад, а егерь один. Тогда за организацию отвечает тот, на кого выписано разрешение на охоту. Но ни в одном из этих случаев егеря с охотниками не было.

Комментарий

Илья ГУРИН, заместитель директора департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира области:

– Все эти трагические случаи произошли от того, что люди не следуют правилам охоты и пренебрегают техникой безопасности. По действующему порядку мы выдаём охотничьи билеты без испытательного срока, сдачи техминимума. Мы неоднократно обращались в Минприроды РФ с предложением внести изменения в правила охоты, чтобы при загонной добыче зверя члены бригады обязательно надевали яркие жилеты, шапки или хотя бы повязки. С нами наконец согласились, но пока таких изменений нет. На результатах охоты это сказаться не может, поскольку копытные не различают цвета, а жизнь людям сохранит.

  • Опубликовано в №216 от 23.11.2018
Областная газета Свердловской области