Скалы времени: в местах стоянок древних в Палкино и на Перегоне запретили строительство

Каменные палатки

В Палкино сегодня школьные учителя истории приводят учеников – показать места стоянок древнего человека. Фото: Александр Исаков

В конце прошлого года на портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru были опубликованы сразу несколько документов об утверждении границ территорий объектов культурного наследия, расположенных на северо-западе Екатеринбурга. Отныне на территории древних стоянок поблизости от посёлка Палкино, железнодорожных станций «Огородная» и «Перегон» нельзя ни строить, ни прокладывать ЛЭП или газопровод: эти места охраняет федеральный закон.

Приказы №470, 471 и 505 управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области утвердили границы всего 21 древнего поселения. Человек осваивал Средний Урал начиная с третьего тысячелетия до нашей эры. До сих пор археологи делают открытия мест стоянок древних. Это не так уж и сложно — на такие открытия способны даже школьники. К примеру, памятник культурного наследия «Северская писаница», границы которого определены приказом №471, был обнаружен учителем с группой школьников в 1985 году. В этом случае внимательные дети, увлекающиеся историей, разглядели рисунки эпохи неолита прямо на скалах. Но обычно, чтобы совершить историческое открытие, приходится заниматься настоящей археологией. Так, в Полевском действует кружок юного археолога — ребята ездят на раскопки, ищут древние артефакты.

Прежде всего, надо определить русло реки, какой она была несколько тысячелетий назад. Обычно на этом месте теперь тянется тоненький ручеёк или стоит болотце. Предположить по рельефу местности, где в прошлые времена находился её берег. А затем выкопать несколько шурфов — метра в полтора-два глубиной. Если повезёт, можно наткнуться на обломки старинной керамики, их ещё называют черепками. Возраст таких черепков может исчисляться несколькими тысячелетиями. Так и случаются открытия, которые потом заносят в учебники.

– Обычно мы копаем от восьми до 10 шурфов, чтобы определить границы древнего поселения, – говорит Андрей Старков, начальник отдела археологии научно-практического центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области. – Ведём топографическую съёмку местности, определяем координаты поворотных углов древней стоянки.

Примерно 3 дня полевых работ на каждый из объектов — и затем три-четыре месяца кабинетной работы: надо кропотливо описать каждую археологическую находку, задокументировать. На два десятка исторических объекта северо-запада Екатеринбурга пришлось потратить примерно два месяца труда «в поле». Зато теперь, после того как определена охранная зона каждой из древних стоянок, никто не вправе разрушить эти памятники.

– Главное: на территории памятников истории и культуры федеральное законодательство запрещает вести любую деятельность, кроме научно-изыскательной, – поясняет Андрей Старков. – Разрешается лишь собирать грибы и ягоды — это памятникам не навредит. 

Кстати, "Облгазета" уже писала об этом в материале "Городища под охраной: в Свердловской области защитили стоянки древних людей". 

Границы памятников заносятся в земельный кадастр, и при выделении земли под любые хозяйственные нужды эта информация позволит их сохранить. А если всё-таки какой-то чиновник ошибётся и, несмотря на запрет федерального закона, определит территорию под застройку, то прокуратура его накажет, а землю всё-таки велит не трогать.

– Хозяйственная деятельность, конечно, имеет важное экономическое значение, но территория региона достаточно велика, чтобы выбирать для её ведения те места, которые не имеют исторического значения, – поясняет археолог, сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук Евгений Вилисов. – Каждый год при выделении территорий под хозяйственную деятельность мы проводим археологическую разведку, и случается находить новые исторические памятники.

Отметим, одинаково охраняются государством как маленькие стоянки, так и огромные культовые комплексы древних. К примеру, Большегорское городище расположенное примерно в километре к северо-востоку от посёлка Палкино, было стоянкой семьи примерно из 50 человек, сообщил «Облгазете» Андрей Старков. Древние уральцы не только жили здесь, но и плавили металл, справляли простейшие культовые обряды, рисовали на скалах. Границы этой стоянки утверждены приказом №470 управления госохраны объектов культурного наследия Свердловской области. А вот Сагра-II, открытая уральскими историками несколько лет назад, – памятник раннего неолита примерно пятого тысячелетия до нашей эры, оказался большим культовым комплексом того времени. Несколько тысяч лет назад всё местное население приходило сюда совершить свои религиозные обряды.

– Многие из стоянок на северо-западе Екатеринбурга имеют многослойный характер, – говорит Евгений Вилисов. – Местность могла оказаться настолько удобной для людей, что они периодически заселяли её в течение нескольких тысячелетий подряд.

Таково, к примеру, Макушинское поселение (границы определены приказом №471). Сейчас это мыс на Исети, полуостров. А прежде, когда Исеть была широка и полноводна, Макуша была настоящим островом. Первоначально люди заселили этот остров ещё в начале третьего тысячелетия до нашей эры. Потом ушли и 500 лет не оставляли никаких следов. Затем, во второй половине третьего тысячелетия, древние племена вновь заселили пойменную часть острова. Здесь, под камнями, историки нашли целый склад каменных орудий – 47 вещей. А всего экспедиция археологов с вскрытой площади в 320 квадратных метров получила 18 000 находок. Сейчас они хранятся не только в Свердловском краеведческом музее, но и в Эрмитаже и музеях Европы.

  • Опубликовано в №5 от 15.01.2019
Областная газета Свердловской области