В чём секрет «Оленьих ручьёв»?

Природный парк «Оленьи ручьи» лето

Посетителей в «Оленьих ручьях» привлекают красота местной природы и благоустроенные места отдыха. Фото: Алексей Кунилов

В 2019 году природный парк «Оленьи ручьи» отмечает 20-летие с момента своего создания. За это время он стал излюбленным местом отдыха не только для уральцев и жителей других регионов России, но и для иностранцев из Европы, Америки и Азии. Чем вызвана такая популярность парка у туристов, корреспонденту «Облгазеты» рассказал его директор Николай КАЛИНКИН, который возглавляет Свердловское региональное отделение Всероссийского общества охраны природы.

Природа или обустройство?

– Николай Михайлович, какой путь за 20 лет прошли «Оленьи ручьи»?

– В 1999 году мы были одним из первых региональных природных парков не только на Урале, но и в России. Тогда никто толком не знал, что такое экологический туризм. При создании «Оленьих ручьёв» было много споров между защитниками природы, нужно ли делать лестницы на склонах или покрывать тропы отсевом. Некоторые считали, что надо оставлять всё так, как есть в окружающей среде. Но мы всегда говорили, что это природный парк, и помимо охраны мы должны сделать его удобным для посещения людьми. У нас даже появилась такая побасёнка. В парк пришли двое туристов. Один говорит другому: «Зачем они построили лестницу на склоне? Ведь она не вписывается в среду». Второй ему отвечает: «А без лестницы ты не вписываешься». Элементы обустройства парка — это тоже природоохранное мероприятие. Там, где у нас раньше были вытоптанные людьми колеи, сейчас установлены деревянные переходы, и под ними растут лесные орхидеи.

– Обустройство повлияло на количество посетителей?

– Когда-то ветераны, стоявшие у истоков нашего парка, мечтали о том, что тут будут ходить сотни человек. А о десятках тысяч или о сотне тысяч, к которым мы в этом году подойдём, — вообще понятия не было. Сегодня «Оленьи ручьи» — это парк массового туризма: в пик сезона к нам приезжает более трёх с половиной тысяч человек в день. Разительно изменился состав наших посетителей. Раньше сюда приезжало очень много людей отмечать корпоративы. Как было принято у офисных работников? Вырвался на природу после напряжённой трудовой недели – надо обязательно сначала хорошо выпить и закусить, а уж потом, если останется время, на что-нибудь посмотреть. Мы пережили это безобразие. Сейчас у нас отдыхает огромное количество семей, которые искренне любят наш парк. Эти люди любознательны и более вдумчиво относятся к окружающей среде. Нас радует, что родители показывают детям, как бережно относиться к природе. Это заметно по количеству мусора. Огромное число бытовых отходов теперь выносят сами туристы к центральному входу в парк, где у нас несколько контейнерных площадок. И даже те, кто сплавляется по реке Серге, оставляют мусор в селе Аракаево, куда мы за свой счёт поставили баки для отходов и теперь сами вывозим.

Навырост

– Что ждёт «Оленьи ручьи» в будущем?

– Мы идём по пути создания «умного» парка. Сделали мобильное приложение – электронный гид по «Оленьим ручьям» на русском и английском языках, скоро создадим ещё и на китайском – к нам приезжают несколько тысяч иностранцев в год. Сейчас мы думаем о том, чтобы организовать онлайн-трансляции из парка. Например, репортаж в реальном времени из хатки бобра. Человек сможет зайти к нам на сайт и посмотреть, что сегодня делает в своей «квартире» условный бобёр Фёдор – чешет за ухом, что-то грызёт или роняет дерево?

В августе-сентябре мы установим на территории парка новую систему аншлагов и указателей – для лучшей ориентации распишем километраж до любой точки парка. Тропы будут обозначены разным цветом, чтобы народ меньше путался. Кроме того, в парке есть замечательные места, достойные отдельного посещения. Однако для этого нужно построить новые дорожки и мосты через реку Сергу. Дело затратное. Ищем варианты решения этой проблемы. Ещё мы бы хотели патрулировать парк или оказывать помощь посетителям с помощью беспилотных летательных аппаратов – иногда люди у нас блуждают, и гораздо легче их найти с воздуха. В гражданском секторе пока нет беспилотников с ресурсом полёта в 5–6 километров, но мы надеемся, что такая техника появится. Объекты инфраструктуры в парке должны быть надёжнее и безопаснее.

– Средств хватит?

– Областной бюджет даёт нам четыре миллиона рублей в год. Этого хватает на содержание 12 штатных сотрудников. Потом выделяются деньги на обустройство троп, приобретение техники и строительство беседок. Сами мы зарабатываем 14–15 миллионов рублей — это плата посетителей за пользование оборудованными маршрутами и другими услугами. За 20 лет доходы парка от хозрасчётной деятельности увеличились более чем в 10 раз. Эти деньги идут не в наш карман, а в государственный: хозяйственно-финансовые планы парка утверждают министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и региональное министерство финансов, за что мы им всегда благодарны. Заработанные средства направляем на содержание имеющейся инфраструктуры, её дальнейшее развитие и зарплаты дополнительным сотрудникам. Речь идёт о работниках инженерной службы — без неё уже никуда в парке с протяжённой дорожно-тропиночной сетью. Люди понимают, что это всё сохраняется и обустраивается для них.

Вместо слов – дела

– Природа готова к увеличению турпотока?

– Учёные проводили научные исследования и выяснили, что природа готова принять большое количество людей без ущерба для себя. Но только в том случае, если на тропах есть покрытие и посетители соблюдают правила — не рубят деревья, не ставят палатки и не жгут костры там, где это не положено. Именно так ведут себя наши посетители сегодня. Когда я в 80-е годы организовывал экологическое движение «За чистую Чусовую», у людей было совсем другое отношение к природе.

– Вы с 1990 года являетесь бессменным председателем Свердловского областного отделения Всероссийского общества охраны природы. Можно ли сказать, что движение «зелёных» затихает?

– В 90-е я мечтал создать в России активное движение «зелёных» и участвовал во многих экологических слётах и акциях, пока не понял, что кто-то использует всё это чисто в политических целях. И в конце концов наше областное отделение, как и в других регионах, сконцентрировалось на практических делах. Таких, как в «Оленьих ручьях». И результаты нашей работы видны всем посетителям парка. Я не могу сказать, что экологическое движение затихло. Оно стало другим. По сравнению с советским временем, позиция граждан по вопросам охраны природы стала жёстче. Жители городов и сёл стали чаще интересоваться экологией и в ряде случаев активно протестуют против вопиющих нарушений. А главное, добиваются перемен: в 90-е годы у власти не было желания обращать внимание на проблемы даже при многотысячных митингах. Сегодня достаточно выйти на улицу паре сотен человек, чтобы изменить ситуацию. Надеюсь, что диалог будет продолжаться. Но обсуждение должно быть упреждающим: к людям нужно прислушиваться и принимать какие-то решения до того, как они начнут перекрывать дороги.

Школа юриста

– Как получилось так, что вы – юрист по образованию – стали директором природного парка?

– Одним из моих учителей в Свердловском юридическом институте был выдающийся российский правовед Сергей Сергеевич Алексеев. Говорят, если человек велик, он велик во многом. Таким и был Алексеев. Помимо чтения лекций и научной работы, он руководил турклубом нашего вуза. И когда я учился у него в 70-е годы, он преподавал студентам не только теорию государства и права, но и психологию туризма на факультете дополнительных профессий. Я его закончил, получил удостоверение инструктора по туризму и стал водить тургруппы по Чусовой. Вот так Сергей Сергеевич заложил в меня любовь к природе, которая проявилась позднее.

– Юридическое образование помогает вам?

– Я не боюсь решать какие-то споры через суд. Где мы уже только ни выступали — и в районных судах, и в областных, и в федеральных. На парк регулярно кто-то покушается. Нашему учреждению передано 9 200 гектаров лесов в бессрочное пользование. Леса у нас рекреационного назначения. По приказу Минприроды РФ на каждые 100 гектаров таких лесов, если они в аренде, полагается один противопожарный автомобиль. Может, это и правильно, но мы – государственное бюджетное учреждение, и 92 машины нам приобрести нереально. Когда лесники пришли к нам с проверкой, то вынесли предписание об устранении нарушений, иначе – штраф. Тогда мы обратились в районный суд. Он встал на нашу сторону. Во-первых, судья признал, что это излишнее требование. Во-вторых, нашлись чисто юридические нюансы: в приказе Минприроды РФ говорится об аренде, но у нас-то ведь бессрочное пользование.

В этом году мы опять должны составить проект освоения лесов. И что вы думаете? Мы обращаемся в областное минприроды, но департамент лесного хозяйства опять говорит нам – нет, ребята, 92 автомобиля. И это всего лишь один пример из пары сотен. Самое главное в таких случаях — не боязнь конфликтов, а осознание того, что есть закон. Но как патриот и защитник природы, я понимаю, что если мы можем что-то сделать инициативно, мы делаем, не боясь.

Справка «ОГ»

Николай Калинкин родился в 1954 году. После службы в армии поступил в Свердловский юридический институт. С 1978 года работал в органах прокуратуры, впоследствии стал старшим помощником прокурора Свердловской области. Будучи на этом посту, активно занимался общественной деятельностью: организовывал экологические экспедиции по реке Чусовой. В 1990 году его избрали в Свердловский областной совет народных депутатов и одновременно – председателем регионального отделения Всероссийского общества охраны природы. В 2008 году назначен директором ГБУ СО «Природный парк «Оленьи ручьи». Увлекается водным туризмом, историей и литературой.

Между тем

Природный парк «Оленьи ручьи» был создан в 1999 году по указу губернатора Эдуарда Росселя. Он находится на юго-западе Среднего Урала, в нижнем течении реки Серги. Парк занимает площадь 12,7 тысячи гектаров и расположен на границе лесостепи и горной тайги. Туристов сюда привлекают красивые пейзажи речной долины и разнообразные природные объекты. Особый интерес вызывают пещера «Дружба» и Большой карстовый провал. В центральной части парка оборудовано несколько туристических маршрутов общей длиной порядка 40 километров. Наиболее популярен среди посетителей малый кольцевой маршрут через основные достопримечательности парка: скалы Серги, пещеры и разные типы леса.

Природный парк «Оленьи ручьи» лето
Туристы со всей России посещают «Оленьи ручьи» и в будни, и в дождь. Эта семья приехала в парк из Тюмени. Фото: Алексей Кунилов
Природный парк «Оленьи ручьи» лето
До обустройства парка туристы шли по балкам и держались за эти цепи, чтобы не упасть со скал и не разбиться. Фото: Алексей Кунилов
Природный парк «Оленьи ручьи» лето
За счёт установки подвесных мостов путь до достопримечательностей парка сократился в несколько раз. Фото: Алексей Кунилов
Природный парк «Оленьи ручьи» лето
Для безопасности туристов тропинки в парке огорожены досками и засыпаны отсевом. Фото: Алексей Кунилов
Природный парк «Оленьи ручьи» лето
«Оленьи ручьи» популярны и у туристов-водников. Маршрут по Серге имеет протяжённость 42 километра. Фото: Алексей Кунилов
Природный парк «Оленьи ручьи» лето
Одно из любимейших у туристов мест для фотографии – скала Дыроватый Камень. Фото: Алексей Кунилов
Природный парк «Оленьи ручьи» лето. Вид на Уральские горы и реку Сергу.
Со смотровой площадки парка открывается завораживающий вид на Уральские горы и реку Сергу. Фото: Алексей Кунилов
  • Опубликовано в №116 от 05.07.2019 
Областная газета Свердловской области