Что происходит в Среднеуральском женском монастыре?

схиигумен Сергий Романов

Схиигумена Сергия всюду на территории монастыря сопровождают несколько священников и старшие монахини Фото: Галина Соловьёва

Корреспонденты «Облгазеты» побывали в Среднеуральском женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Спорительницы хлебов». В эти дни там должен был заступить на работу вновь назначенный духовник протоиерей Георгий (Викторов), но его сюда не пустили. А бывший духовник схиигумен Сергий (Романов) отказался выполнять предписание епархиального руководства уединиться в Иоанно-Богословском скиту и остался в монастыре. Он уже полтора месяца запрещён Екатеринбургской епархией в служении.

Растревоженный улей

Огромная автостоянка у стен монастыря заполнена больше чем наполовину — в обители аншлаг. Отец Сергий, полтора месяца как запрещённый к церковной службе, вновь начал служить. Люди съехались на 13-часовое соборование.

Белокаменные широкие ворота монастыря напоминают своей основательностью средневековые — такие строили на Руси многие века назад, когда святые обители служили народу убежищем и защитой в войну и при осаде. Вот только здесь они не продолжаются такой же каменной стеной — вместо этого «Спорительницу хлебов» обносит хлипкий современный железный заборчик, выкрашенный в зелёное.

В Среднеуральский женский монастырь ведут белокаменные ворота с надвратной церковью Фото: Галина Соловьёва

Пока спускаемся к монастырским строениям, навстречу попадаются выезжающие автомобили с характерными номерами «ААА» – такие только у машин парка административных органов, представителей власти. Сама центральная площадь напоминает растревоженный улей, напряжение будто в воздухе — сотни монашек и служителей монастыря в чёрном столпились после службы, чего-то ждут. Придирчиво рассматривают мирян: кто ты, с какой целью сюда явился? Гостей монастыря тоже много. Вот несколько крепких молодых мужичков с накачанными мускулами встают фотографироваться к скульптуре Христа. Вот возвышается над собеседниками актёр «Уральских пельменей» Дмитрий Соколов. Проходит по площади ещё одна известная многим личность — Павел Дацюк.

Актёр Дмитрий Соколов (третий справа) часто бывает в Среднеуральском женском монастыре. Фото: Лариса Хайдаршина

– Я с Дацюком училась в УПИ, так он на парах появлялся реже, чем сюда приезжает, – говорит паломница из Екатеринбурга Ирина Баглаева. – И дочку привозит, отец Сергий духовник у него. Актёр Соколов часто на службы приезжает, любят здешний монастырь известные люди.

Выясняется, что Ирина здесь завсегдатай и бывает в «Спорительнице хлебов» по много раз за месяц в последние семь лет.

– Монастырь отстраивается очень быстро, – рассказывает она. – Когда я начала сюда ездить, было только два храма — иконы Божией Матери «Спорительницы хлебов» и иконы Божией Матери «Казанской». Года три назад стал работать Свято-Троицкий храм: в нём на первом этаже, в нижнем храме, устроено всё, как было в ипатьевском доме, где царскую семью убили — здесь своеобразный музей, а сам храм Святой Троицы — наверху, на втором этаже.

Церковь Святой Троицы появилась в монастыре в 2017 году Фото: Галина Соловьёва

Кажется, это общее свойство всех храмов в Среднеуральском женском монастыре: двух- и трёхэтажность — такая многофункциональность. Видно, что обитель идёт в ногу со временем, и храмы здесь строятся не только ради духовного, но и ради «живота», как говорится по-церковнославянски, — для жизни.

Рядом со Свято-Троицким храмом - "Голгофа": крест, устроенный на импровизированном каменном возвышении, в которое вмонтированы изображения погибших членов царской семьи Фото: Лариса Хайдаршина

Вот в Казанской церкви, на первом этаже, куда попадаешь после подъёма по высокой лестнице, – огромная трапезная, а сам храм — только на втором этаже. В храм иконы, в честь которой и назван монастырь, – «Спорительницы хлебов» – и вовсе попасть можно, только поднявшись по узенькой лестнице на третий этаж. И особого простора нет — одновременно в нём могут находиться человек тридцать, не больше. Зато простор на улице.

Храм иконы Божией материа "Спорительница хлебов" - первый построенный в Среднеуральском монастыре - освящён в 2004 году Фото: Галина Соловьёва
В небольшом храме иконы Божией матери "Спорительница хлебов", который располагается на третьем этаже здания церкви, умещается и иконная лавка. Фото: Наталья Дюрягина

Звон большого колокола таков, что его слышно и на соседней автомагистрали. А все службы транслируются по громкоговорителю — слышно практически с любой самой дальней тропинки обители. В том числе и на детской площадке. Она в тени сосен — яркая, современная. И здесь покойно, всеобщей тревоги совсем не чувствуется: малыши катаются с причудливо изогнутой горки, как ни в чём не бывало качаются на качелях, весело галдят и строят город из песка.

Сестра Анимариса по всей территории монастыря поставила своеобразные элементы садово-паркового дизайна - стилизованные прялки с куделями, символизирующие непрерывный труд. Фото: Лариса Хайдаршина

Сам монастырь тоже напоминает город. Такое государство в государстве. Только руководит им не президент. Должна бы — настоятельница. Но прежняя настоятельница, игуменья Варвара (Крыгина), с четырьмя своими сподвижницами на днях уехала в Ново-Тихвинский монастырь.

– Это было предательство, а почему она предела нас, не знаю. Вместо неё теперь исполняет обязанности другая игуменья, тоже Варвара, – рассказала нам одна из послушниц. – Но руководит нами отец Сергий, он у нас главный — мы за него и на расстрел пойдём, если надо будет.

Так обыденно прозвучавшие страшные слова возвращают нас в информационную повестку, что заставила прибыть в обитель журналистов не только из местных, но и из федеральных СМИ.

В монастыре в эти дни работают около двух десятков журналистов как из местных, так и федеральных СМИ. Фото: Галина Соловьёва

С небес на землю

К толпе выходит совсем седой, невысокий и сутулящийся старичок — это и есть знаменитый схиигумен Сергий, который записывается на видео для Ютуба в течение последних шести месяцев с разными скандальными заявлениями. За то, что он объявил пандемию коронавируса ложью и призвал людей выходить на улицы, его отстранили от службы. После, когда он записал речь о чипировании через вакцинацию, ему запретили носить наперсный крест. Не дождавшись епархиального суда над собой, отец Сергий выступил с политическим обращением, в котором обвинил власть в цифровизации страны и «создании концлагеря сатаны».

Схиигумен Сергий уверяет, что не боязлив, и поэтому сам принимает решения, как и где говорить. Фото: Галина Соловьёва

Схиигумена Сергия окружают монахини и священнослужители монастыря. Он останавливается посреди площади и начинает говорить:

– Меня лишили сана за то, что я сказал, за правду, за моё слово. Но слово я должен нести и сегодня прочитал молитву. На все вопросы там ответил. А если кого-то я смутил, то прошу простить меня, Христа ради. Я люблю вас всех больше своей жизни. Когда говорю, я не оглядываюсь назад, потому что нестрашливый и небоязливый…

Монахини, улыбаясь, смотрят на схиигумена с обожанием. Паломники как будто из опаски останавливаются на почтительном расстоянии. Не стесняются только журналисты, двигаясь к нему почти вплотную. Прежде добиться интервью от отца Сергия было невозможно. А теперь он, кажется, сам на него напрашивается — ведёт всех в свою келью. Это небольшой домик по соседству от храмов, обитый изнутри деревом. В комнате кровать, стол со стулом и гроб посередине. На стенах иконы, фотографии священников и… портрет Сталина.

– Он отменил развратные действия, отменил мужеложство. За несколько лет накормил всю страну, дал образование, поднял из развалин. Было бесплатное образование, медицинское обслуживание, открыл церкви, восстановил патриаршество, – объясняет своё уважение Сталину схиигумен Сергий.

В обители в эти дни повсюду чувствуется тревога и беспокойство за её будущее. Фото: Галина Соловьёва

Когда журналисты выходят из кельи отца Сергия, видят: монахини и паломники с монастырской площади почти разошлись. Кто-то пошёл в трапезную обедать, кто-то — в жилой корпус, где устроено что-то вроде хосписа для раковых больных — за ними ухаживают насельницы, среди которых есть и медики.

В большом белом 4-этажном здании живут насельницы, здесь же живут и раковые больные - те, кого принимают в монастырь, чтобы ухаживать за ними. Фото: Лариса Хайдаршина

Мы обходим территорию монастыря. Вот на горке, с огромными деревянными резными крестами, – кладбище, где хоронят умерших в монастыре.

Монастырское кладбище находится совсем близко от храмов, на горке, так что его огромные деревянные кресты как напоминание об ином мире видны почти отовсюду. Фото: Лариса Хайдаршина

Здесь, позади храмов, — череда внушительных размеров теплиц: 520 насельниц надо кормить. Часов в семь вечера конный пастух гонит стадо коров — не меньше ста голов, а за ним столько же и овец. Здесь есть животноводческий комплекс.

Монахиня-воспитательница, приглядывающая за детьми на детской площадке, рассказывает, что есть и школа — некоторые насельницы приходят в монастырь с детьми, и им надо учиться. Когда отец Сергий снова выходит на монашеский двор, уже вечером, к нему вновь со всех сторон устремляются и монахини, и присутствующие здесь миряне, и даже дети с детской площадки. Одного из них он подзывает к себе: «Коля, подойди». Мальчишка стремглав к нему подбегает, на что схиигумен говорит: «Да не ты, другой!» Ребёнок отходит от него, чуть не плача, зато с улыбкой восторга на лице к нему спешит подходящий Коля.

Завидев отца Сергия, обитатели монастыря собираются вокруг него. Фото: Лариса Хайдаршина

Быстрым шагом отец Сергий проходит к жилому корпусу, и на лицах оставленных без внимания людей проступают гримасы разочарования и даже боли. Мы тоже было устремляемся к схиигумену — может быть, он скажет ещё что-то важное о будущности огромного монастыря, духовником которого прежде являлся. Совершённые им таинства Екатеринбургская епархия объявила недействительными и безблагодатными до второй сессии епархиального суда 26 июня. Однако монахиня из его свиты преграждает нам путь: «Отец Сергий устал и не желает больше общаться». Мы остаёмся поодаль, а к нему — явно для благословения — подходят несколько семей священников.

Важно!

Комментируя события в Среднеуральском монастыре, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Екатеринбургской епархии, старший священник Храма-Памятника на Крови протоиерей Максим Миняйло назвал действия клирика Сергия (Романова) расколом:

- Заштатный клирик Екатеринбургской епархии схиигумен Сергий (Романов) находится сейчас под запрещением в священном служении, его дело рассматривает церковный суд. В рамках этого процесса у отца Сергия есть возможность, оправдаться, высказать аргументы в свою защиту, обосновать свою позицию и, как нам кажется, необходимость исправить своё поведение и покаяться.

Екатеринбургская епархия предупреждает священнослужителей и мирян, которые могут быть вовлечены в совершение этих богослужений, что они не являются законными, благодатными и не будут являться каноничными. Это повлечёт прельщение и на тех, кто совершит их вместе с отцом Сергием.Екатеринбургская епархия будет стараться разрешить этот тяжёлый конфликт мирно. Мы надеемся на то, что этот монастырь отец Сергий строил для того, чтобы верные чада нашей церкви спасались в лоне Русской православной церкви, а не в церкви, которую учредил сам отец Сергий. Епархия призывает схиигумна Сергия поразмыслить над ситуацией и не уклониться в раскол.

Сейчас игуменье Варваре по благославению владыки пришлось покинуть монастырь из-за несогласия с позицией отца Сергия. Она это сделала с другими сёстрами, которые остаются духовными чадами Русской православной церкви.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №107 от 19.06.2020
Областная газета Свердловской области