Митрополит Кирилл назвал раскольниками схимонаха Сергия (Романова) и его последователей

митрополит Кирилл

Митрополит Кирилл пояснил, что верующие, осквернившие себя расколом, могут вернуться в лоно церкви. Фото: пресс-служба Екатеринбургской епархии

На сайте Екатеринбургской епархии опубликовано обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова). Спустя полтора месяца после того, как епархиальный суд лишил сана схиигумена Сергия из Среднеуральского женского монастыря во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», митрополит Кирилл выступил с разъяснением о его положении и положении его последователей. Напомним, раскольнику Сергию запретили служить ещё в апреле.

Подспудно слово «раскол» носилось в воздухе уже тогда, три с лишним месяца назад: митрополит Кирилл запретил схиигумену Сергию проводить службы и носить наперсный крест. Однако схиигумен ослушался запретов, а попросту вовсе не стал их исполнять. Проигнорировал он и вызов на епархиальный суд – отправил вместо себя несколько десятков пенсионеров из числа своих последователей, – тогда они всё время суда простояли во дворе кафедрального Иоанно-Предтеченского собора.

«В настоящее время схимонах Сергий, презрев Церковь Христову, находясь в дерзновенном самообольщении, по внешнему виду воспроизводит чинопоследование Божественной Литургии. Однако она, в силу безблагодатности служителя, не только не совершается, но является для него самого и соучастников смертным грехом кощунства и поругания святыни. Присоединяя к своим грехам ещё и грех Иуды, схимонах Сергий (Романов) влечёт вслед за собой и души доверившихся ему людей, – говорит митрополит Кирилл в опубликованном обращении. – История Церкви знает не только подвиги святых, но и их падения. Нас не должно смущать, что павший монах был много лет облечён благодатью священства и совершил немало добрых поступков. Ибо только лежащие не падают и лишь бездеятельные не совершают ошибок. Но те, кто мог бы служить добру и правде и имеют дары и таланты, – являются предметами особых дьявольских искушений, дабы лишить Церковь служителей, а самих служителей спасительного ковчега Христовой Церкви. В жизни брата Сергия было чудо покаяния, было сокрушение сердечное и место самоотверженному подвигу. Но тщеславие – сладкий яд Сатаны и приятный малозаметный порок – отравило его душу, превратило его монашество в актёрство, проповеди в агитацию, пастырство в диктат, а возглавляемую им евхаристическую общину в политический клуб или, что ещё хуже, в беззаконное собрание».

Екатеринбургу и области уже хорошо знаком острый слог митрополита: это обращение – не первое открытое письмо, которое он публикует в связи с поступками бывшего схиигумена Сергия. Меткие замечания владыки служат главной и очень простой мысли: раскол – следствие гордыни, а она-то – злейший грех православных: «Брат Сергий, обладая многими дарами деятельной жизни, но лишённый дара трезвенного разумения, стал учить. Преподобный Силуан Афонский предупреждал: «Кому не дано учить, а он учит, тот оскорбляет величие Божие». Будоража кровь наивных слушателей, устрашая и нервируя пасомых, манипулируя страхами и страстями, вместо того, чтобы исцелять от них – брат Сергий попрал схимнические обеты, возненавидев безмолвие и полюбив обличения, которые раз от раза становились всё ярче, несправедливее, лживее, злее. Став марионеткой у людей злонамеренных, использующих его страсть к популярности, брат Сергий не остановился на обличении реальных пороков (хотя даже это не дело схимника, избравшего для себя путь самоуничижения и покаяния), а стал поучать и саму Церковь, Её епископат, высшие гражданские власти и воинство. Ослеплённый прелестью он не замечает остроумную глупость в том, что сей новый самозванный обличитель есть пастырь – убийца, непослушный монах и необразованный учитель».

– Митрополит Кирилл дал хорошее разъяснение высокого качества всей ситуации и поступков Сергия, – пояснил «Облгазете» доктор исторических наук, сектовед, профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев. – Хочется сказать владыке спасибо за текст, он изобилует важными цитатами и снабжён великолепной системой аргументов.

«Брат Сергий внешне сохраняет своё монашество, но на деле предпочёл подлинному иноческому житию деятельность медиаперсоны, облачённой в схимнические одежды, чем лишь бесчестит одежду смирения. Помолимся о спасении его заблудшей души, да возвратится в неё спасительное покаяние и смирение. А наипаче помолимся о Святой Церкви, раздираемой ныне безумным расколом взбунтовавшегося монаха, дабы не мирные, не смиренные и лишённые любви выступления брата Сергия не губили доверчивых и простодушных слушателей», – как добрый пастырь обращается владыка к верующим.

Поясняя, что Сергий ничем не отличается от других вероотступников, митрополит вспоминает и Священное писание, и книги святых отцов, а ещё – труды философов-богословов – живших прежде и нынешних: «Священник, изверженный из сана, но не покорившийся и продолживший самовольно служение, согласно канонам, сам себя отлучает от Церкви и не имеет права быть восстановлен в служении даже Поместным собором. Но отлучают себя от общения церковного и те, кто участвуют в этих самовольных и кощунственных «богослужениях». Прошло достаточно времени, чтобы каждому определиться, что для него важней: Христова Церковь или обаяние личности бывшего схиигумена Сергия».

А поскольку последователи Сергия «сознательно или по наивности» осквернили себя участием в расколе, то теперь должны открыто признать и покаяться в своём заблуждении, прежде чем вернуться в Церковь: «…я благословляю вверенным мне пресвитерам принимать от моего лица покаяние обратившихся от раскола с условием принятия у них письменного прошения о возвращении в лоно Церкви и обещанием более не иметь общения с раскольниками. Лишь после подписания такового прошения они могут быть допущены до Исповеди и далее иметь общение церковное».

– Сейчас всё больше людей, прежде посещавших Среднеуральский монастырь, осознают, что Сергий создал секту «уркабожников», – говорит Роман Силантьев. – Процедура покаяния сама по себе несложная – главное, исповедаться. Разумеется, от действий Романова больше всего пострадали прихожане монастыря, со временем они увидели истинное лицо и мотивы Сергия, и теперь от него уходят.

  • Опубликовано в №150 от 18.08.2020 под заголовком «Митрополит назвал раскольником схимонаха Сергия (Романова)».
Областная газета Свердловской области