В старейшем на Урале женском православном монастыре приступили к восстановлению храма

В год 420-летия Верхотурья «Облгазета» побывала в Свято-Покровском женском монастыре. Фото: Владимир Мартьянов

В год 420-летия Верхотурья «Облгазета» побывала в Свято-Покровском женском монастыре. Фото: Владимир Мартьянов

На днях «Вести» показали сюжет про Афонский монастырь в Греции. Туда стало приезжать так много туристов и паломников, что для их обслуживания понадобилось построить отдельный небольшой посёлок. И молодой парнишка из этого посёлка жаловался, что приходится очень много работать. Говорит: «Иногда придёшь с работы уставший и думаешь: а может, в монастырь уйти?». Наивный, он не знает, сколько работать приходится монахам и монахиням в монастырях.

Хозяйство

В этом году Верхотурье отмечает своё 420-летие. Свято-Покровский женский монастырь, что находится в этом уральском городке, – старейший на Урале. Мы побывали в нём в первые дни восстановления Иоанно-Предтеченской церкви.

Свято-Покровский женский монастырь

Очень удачный ракурс старинной фотографии: видны все три храма монастыря. В центре, на переднем плане, – Иоанно-Предтеченский. Фото: архив монастыря

И увидели, что жизнь в монастыре проходит исключительно в трудах и молитвах. Взять, к примеру, скотный двор, где командует сестра Паисия. На монастырской ферме четыре дойные коровы голштинской породы, две тёлки и один бычок, 12 коз и куры. Огород, само собой, и семь теплиц. У монастыря 20 га земли, там и сено для скота косят. И не вручную, косами, что, наверное, смотрелось бы весьма необычно. Трактор колёсный есть у обители и всё необходимое навесное оборудование. Всё, что здесь выращивается, выпекается, идёт на стол 30 насельницам – послушницам, инокиням и монашкам. Кое-что попадает и в церковную чайную для тех, кто приходит помолиться в церковь Покрова Божией Матери.

В начале этого года монастырь открыл у себя небольшую сыроварню.

– Я давно об этом подумывала, удои-то у нас хорошие, – рассказывает матушка Магдалина. – И тут сам Господь послал нам Ирину Александровну, у которой в Челябинске школа сыроваров. Она часто к нам приезжает, вот и научила, а я даже и фамилию её не знаю…

Да так научила, что здесь стали делать экзотические сыры – только в названия вслушайтесь: Бэль Паэзе, Мончего, Крокодильи слёзы, с плесенью, без плесени, в оболочке из перца, брынза, даже освоили приготовление масла по технологии вологодского из сливок. На сыроварне хлопочет сестра Ольга:

– Мне очень нравится сыры делать, не думала, не гадала, что в монастыре буду этим заниматься. У нас всё строго по технологии, видите, на стене рецепты висят? Чтобы ничего не забыли…

Сыроварня в монастыре

Сестра Ольга с большим удовольствием трудится на сыроварне. Фото: Владимир Мартьянов

На скотном дворе командир – сестра Паисия, показала нам, как здесь проходит дойка – конечно же, с помощью специального доильного аппарата. Вообще, надо сказать, что монастырь не чурается технических достижений. Он занимает, по сути, целый квартал. Чистая, ухоженная территория с клумбами и цветниками. На столбах замечены солнечные панели, от которых запитано несколько уличных фонарей, из окон некоторых зданий торчат радиаторы кондиционеров. У монастыря своя котельная, на дровах, правда – на зиму уже заготовлены штабеля сосновых плах. Но и газовая есть, её включают в самые холодные зимние месяцы. И у монастыря есть свой сайт.

Мы приехали сюда на первую литургию в Иоанно-Предтеченской церкви.

Экстремальная литургия

У монастыря три церкви. Действующий и очень красивый – храм Покрова Божией Матери. Буквально через дорогу от монастыря ещё два храма – Старо-Покровский и Рождества Иоанна Предтечи. В Покровском ещё угадываются очертания церкви интересной архитектуры, а вот Иоанно-Предтеченскому повезло меньше: от красивейшего когда-то двухэтажного с колокольней храма остался только первый этаж. В советское время здесь был гараж городской больницы. Не было ни крыши, ни окон, ни дверей. Железные балки повыпадали из гнёзд, одна так и висит, упёршись в земляной пол. Ни выдернуть, ни поднять пока.

литургия в полуразрушенном Иоанно-Предтеченском храме

Первая за 100 лет литургия в полуразрушенном Иоанно-Предтеченском храме. Фото: Владимир Мартьянов

И тем не менее здесь состоялась первая за сто лет литургия после того, как здание, точнее то, что от него осталось, передали монастырю. Принесли сюда передвижной алтарь и всю необходимую утварь и в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в честь которого и названа церковь, провели обряд богослужения, невзирая на состояние здания. Признаться, впервые попал на такую необычную службу.

– Надо с чего-то начинать. Наш монастырь ведь был первой на Урале и в Сибири женской обителью, – рассказывает матушка Магдалина, – В 2021 нам исполнится 400 лет. И как бы хотелось встретить такой юбилей восстановлением двух храмов, но пока деньги есть только на консервацию, чтобы прекратить разрушение. На Покровском, видите, рабочие крышу закрывают. В Иоанно-Предтеченском пока только более-менее прибрались. Мы ведь давно планы по восстановлению вынашиваем. На Иоанно-Предтеченский в 2011 году нам уже проект сделали, а сейчас специалисты по охране памятников говорят, что проект уже устарел, только на доработку его надо пять миллионов рублей. Нет их пока у нас. А ведь обе церкви – памятники истории и культуры федерального значения. Знаете, Иоанно-Предтеченский храм до сих пор называют ещё и «Походяшинским», по фамилии основателя Богословских заводов Максима Походяшина, который два храма для монастыря построил. Да перевелись, видать, у нас походяшины…

монахини с мастифами

Всеобщие любимцы – тибетские мастифы Белка и Бимбо. Подарены монастырю, когда неизвестные лиходеи украли ночью кое-что из электроинструментов. Покушения на кражи прекратились. Слева направо – мать Руфина, сестра Ольга и настоятельница матушка Магдалина. Фото: Владимир Мартьянов

Кстати

Распорядок дня в Свято-Покровском женском монастыре, что находится в Верхотурье, составленный его настоятельницей, игуменьей матушкой Магдалиной.

6:00 – Полунощница, а затем утреня и литургия, на которых присутствуют все сёстры обители, не занятые на кухне или скотном дворе. Подкрепившись духовной пищей, насельницы приступают к телесной.

10:30 – первая трапеза, обязательная для всех, после которой каждая сестра трудится на возложенном на неё послушании.

15:00 – полдник.

16:00 – совершается вечерня и правило для монахинь, состоящее из чтения трёх канонов и акафиста.

19:00 – ужин.

20:00 – малое повечерие с чтением положенных дневных канонов.

Богослужение в обители совершается ежедневно, а также читается Неусыпаемая псалтирь.

Раз в неделю, по воскресным дням, игуменьей проводятся душеполезные беседы с сёстрами.

Справка «Облгазеты»

  • Свято-Покровский женский монастырь был основан в 1621 году архиепископом Сибирским Киприаном, следовавшим на Тобольскую кафедру через Верхотурье и, «видя многих стариц и дев, ищущих иноческой жизни, архипастырь разрешает поставить за острогом деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а рядом разместить кельи».
  • Первая игуменья Анисия обращается с челобитной к царю Михаилу Фёдоровичу о пожаловании хлебного и денежного жалованья, а также просит помощи на устройство храма и ограды. На ходатайство следует Царская грамота верхотурскому воеводе, из неё видно, что первое время своего существования Покровский монастырь был довольно обеспечен.
  • Пожар в 1651 году уничтожил все деревянные строения. На этот раз новый храм помог построить царь Алексей Михайлович.
  • В 1744 году основатель Богословских заводов Максим Походяшин помогает построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Но он был без колокольни. И Походяшин строит другой храм, двухэтажный и с многоярусной колокольней. Его освятили в честь Рождества Иоанна Предтечи. Обе церкви положили начало новому архитектурному стилю – уральскому барокко.
  • К концу XVIII века Верхотурье приходит в упадок, содержать монастырь стало не на что, и его упраздняют, церкви становятся приходскими.
  • Возрождается монастырь только к концу XIX века, тогда и построили третий храм, ныне действующий, в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
  • Советская власть закрывает монастырь, в одном храме вначале была общественная баня, в другом гараж, в третьем – рыболовецкая артель. Возродился вновь монастырь только в 1991 году.
  • Опубликовано в №175 от 26.09.2018
Областная газета Свердловской области