Что ждёт мирян после разрыва отношений РПЦ с Константинополем?

Прихожане РПЦ смогут посещать храмы Константинопольского патриархата, но молиться или причащаться в них теперь не положено. Фото: Владимир Мартьянов

Прихожане РПЦ смогут посещать храмы Константинопольского патриархата, но молиться или причащаться в них теперь не положено. Фото: Владимир Мартьянов

Священный синод Русской православной церкви, прошедший на днях в Минске, разорвал евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Причина — наделение украинских раскольников автокефалией. Теперь миряне не смогут причащаться в храмах Константинопольского патриархата.

В Синоидальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата пояснили «Областной газете», что территории Константинопольского патриархата довольно обширны и находятся на всех континентах земного шара, кроме Египта. К ним относятся Турция, Греция, Додеканесские острова, Крит, Родос, Финляндия, несколько приходов в США и Европе, но главное — Афон.

– Исторически сложилось так, что святыни Афона особо почитаемы верующими из России, – говорит кандидат исторических наук, научный сотрудник института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук Андрей Вощанов. – Множество паломников из нашей страны, в том числе с Урала, приезжают на Афон поклониться мощам апостола Андрея Первозванного, великомученика Пантелеимона, поясу Богородицы, Иверской иконе Божией матери.

Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион, подводя итог заседания Синода РПЦ в Минске, сказал:

– Мы не в состоянии находиться в общении с церковью, оказавшейся в расколе… Мы не сможем совершать совместные богослужения, наши архиереи и священники не смогут участвовать в литургии совместно с иерархами и священниками Константинопольского патриархата, а миряне не смогут причащаться в храмах Константинопольского патриархата.

Разрыв отношений двух православных церквей — это следствие политических разногласий, которые так или иначе и прежде возникали в истории: и тысячу лет назад между Константинополем и Римом, и 350 лет назад между реформаторами РПЦ и старообрядцами. Как этот разрыв повлияет на жизнь рядовых православных россиян? Священники поясняют, что ни молиться, ни причащаться в храмах Константинопольского патриархата верующим Русской православной церкви отныне нельзя. Учитывая, что многие россияне ездят отдыхать в Турцию и Грецию, а другие отправляются в паломничество на Афон, это важно знать.

– За отказ следовать запретам Священного синода для мирян предусмотрены покаяния на исповеди в непослушании Церкви, – поясняет секретарь Отдела внешних связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук.

И дело не в том, что кто-то за границей будет чинить препятствия в посещении местных храмов. Константинополь не имеет ничего против того, чтобы россияне приезжали к ним молиться. Такой шаг РПЦ – исключительно форма проявления своего отношения к решениям Константинополя. А решения своей церкви верующие уважают и исполняют, поясняют священники.

Между тем пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков вчера заявил, что в Кремле с озабоченностью наблюдают за развитием отношений Русской православной церкви и Константинопольского патриархата: «Мы надеемся на то, что все-таки мудрость восторжествует, но, в то же время, все интересы Русской православной церкви будут соблюдены. Конечно, какие-то действия, направленные на раскол церкви, вряд ли могут поддерживаться и вряд ли могут приветствоваться».

Кстати

Каноническая территория Русской православной церкви — это Россия и ещё 15 стран мира: Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Эстония, Япония, Монголия и Китай. Приходы в других государствах также относятся к РПЦ — крупнейшей в мире среди 15 поместных православных церквей (более 36 тысяч храмов, более 40 тысяч человек, имеющих духовный сан). Численность прихожан — около 180 миллионов человек, по данным РПЦ (из 260 миллионов православных в мире).

Справка «ОГ»

Первый раскол христианской церкви произошёл в IX веке, когда Константинополем руководил патриарх Фотий.

– Формальной причиной стала законность избрания Фотия на патриарший престол, – поясняет кандидат исторических наук, научный сотрудник института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук Андрей Вощанов. – Однако письменные свидетельства говорят нам об ином: папа Николай, стоявший в 857 — 868 годах во главе Римской курии, стремился максимально распространить своё влияние на Балканский полуостров, а Константинополь не желал его отдавать. По сути, причиной раскола стали желания Рима политически и экономически влиять на земли, подконтрольные Константинополю. При этом публично причиной раскола называли богословские разногласия.

  • Опубликовано в №190 от 17.10.2018
Областная газета Свердловской области