Владислав Диханов: «Если люди способны на милосердие, у народов есть будущее»

Медовый спас 2019 Екатеринбург. протоиерей Владислав Диханов и митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл

О жизни православной общины Украины протоиерей Владислав Диханов (справа) рассказал митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу. Фото: Галина Соловьёва

На прошлой неделе Екатеринбург посетил председатель Синодального отдела по социально-гуманитарным вопросам Украинской Православной Церкви Московского Патриархата протоиерей Владислав Диханов. Корреспондент «Облгазеты» пообщался с ним и узнал, как живёт православная община Украины после гражданского конфликта на востоке страны.

Война на Донбассе

– Пять лет назад начался гражданский конфликт на востоке Украины. Как это отразилось на жизни православной общины?

– Эти потрясения вскрыли, кто есть кто и обнажили каждого из нас. И самое интересное, что иной раз те люди, о которых мы думали хорошо, показали себя с плохой стороны. А люди, от которых мы этого не ожидали, проявили свои лучшие качества. Последних гораздо больше, чем можно было бы подумать, – чужая беда сплотила. Они оказались способны сострадать беженцам и переселенцам, которые очутились в эпицентре трагических событий и лишились крова или близких. Для нас это хороший сигнал.

– Сколько беженцев получили помощь от УПЦ МП?

– Мы не ведём сейчас такую статистику, поскольку семьи, которые ещё в 2015–2016 годах получили статус переселенцев, ассимилировались. Кто-то из них уехал на юг, кто-то вернулся обратно. Но в 2014 году, когда был огромный наплыв людей в Киев, мы в день кормили около 500–600 человек. Но надо понимать, что у каждого из этих людей были семьи, в среднем по 5–6 человек. То есть за день мы помогали порядка 3 000 человек. Беженцы приходили утром, а к обеду наш склад с продуктами пустел. Но к этому времени к нам начинали ехать люди, которые хотели что-либо пожертвовать. Они везли продукты машинами или несли руками. И в результате у нас к вечеру склад снова наполнялся до потолка.

Протоиерей УПЦ МП Владислав Диханов
Протоиерей УПЦ МП Владислав Диханов приехал из Киева в Екатеринбург, чтобы обменяться опытом работы в службе милосердия. Фото: Галина Соловьёва

Будущее в милосердии

– В чём разница между социальным служением на Украине и в России?

– В России есть сотрудничество Церкви и государства, которое понимает, какую важную социальную миссию несёт православие. И даже есть финансовая поддержка: церковные общины получают государственные гранты наравне с общественными организациями. В Украине ничего этого нет. А в последние годы нас не то что не поддерживают, а делают всё, чтобы мы не существовали. Но мы всё равно служим обществу.

– На ваш взгляд, с развитием цивилизации люди становятся более милосердными друг к другу?

– В прошлом году в моей жизни произошла большая трагедия: моя супруга Анна заболела раком. И от момента, когда мы выявили болезнь, до момента, когда врачи поставили диагноз, прошло всего три с половиной недели. Это случилось в тот период, когда её болезнь уже переходила с третьей в четвёртую стадию. И тогда мои знакомые буквально выпихнули нас лечиться в Германию. Суммы на лечение были запредельными. И вот вдруг на нашу боль начали отзываться тысячи людей, которые перечисляли на банковскую карту разные суммы. Эту ситуацию переживала не только наша семья, а все люди, которые на мгновение пустили нас в своё сердце. Если люди способны на милосердие, у народов есть будущее.

– Почитают ли в Украине царскую семью Николая II?

– Люди верующие почитают. Но находятся и такие, кто глумится над ней. Они считают: Украина хочет быть независимой страной, а почитать царскую семью – значит быть сторонником русского мира. Но для людей воцерковлённых этот вопрос так не стоит, потому что для нас царская семья – это люди, угодившие Богу своим подвигом. Для нас это уже повод, чтобы равняться на них и молиться. Если мы посмотрим Святцы, то это не единственные представители царского рода, которые мученически погибли: подобные примеры есть в болгарской, сербской и греческой истории. Несмотря на привилегированное положение, эти люди находили в себе силы презреть всё земное ради небесной славы. Для христианина это важнее всего.

Ропот и благодарность

– Вы начинали служить священником в Днепропетровской областной больнице имени Мечникова. Работа в больничном храме отличается от обычного прихода?

– В 1995 году это был первый больничный домовый храм в Украине. Больница – не то место, куда люди приходят побогословствовать или задать философские вопросы. Чаще всего вопросы абсолютно простые, конкретные и не всегда удобные. Иногда люди приходят и просят молитвы, иногда высказывают претензии Богу – за что их наказали страшной болезнью. Тогда нужно найти какие-то важные слова, чтобы человек не озлобился и не впал в отчаяние, утешить и дать какую-то надежду. Больничное служение всегда было особенным, на острие людской боли – как в тюрьмах и воинских частях.

– Как стать более милосердным?

– Одна из причин наших личных и общественных проблем – ропот. Надо благодарить Бога за то, что у тебя есть, а не роптать. Культура благодарности, благодарения должна культивироваться в семье с младых ногтей во всём. Когда родители благодарны, то и дитё в этом воспитано. А у нас – ропот, а ропот – это то, что развращает. Ропот – это страшная деструктивная сила. Если любой другой грех похож на такое единичное поражение, как пуля или стрела, то ропот похож на гранату или взорвавшуюся бомбу – радиус поражения огромный. Человек начинает походить на некий смерч. Наверняка вы замечали в своей жизни, когда приходите к какому-то человеку, и он начинает: «И это плохо, и то…». И ты сидишь, и тебя «качает» вместе с ним, ты как будто попал в эту воронку, в этот смерч, и ты идёшь уже и сам рассказываешь, как всё плохо. Если мы не благодарим, а ропщем, то ропот, как антимолитва, уводит нас от Бога. Если первая – благодарность – поставляет нас как бы в райских обителях, то вторая ведёт в адские чертоги.

– Как повлияло создание Православной церкви Украины Константинопольского Патриархата на жизнь христиан?

– Украина очень неоднородна: в разных её частях живут абсолютно разные люди. Но ежегодно 28 июля, когда в стране празднуют Крещение Руси, в Киеве проходит традиционный крестный ход. В этом году в нём участвовало около 300 тысяч человек со всей Украины. Один крестный ход идёт с запада, другой — с востока. Несмотря на провокации и физическое давление, они каждый раз встречаются в Киеве и вместе молятся о процветании родины.

Справка «ОГ»

Протоиерей Владислав Диханов возглавил Синодальный отдел по социально-гуманитарным вопросам УПЦ МП в 2014 году. За пять лет служения отдел оказал материальную поддержку и предоставил помощь более 300 000 вынужденных переселенцев, пострадавших от военных действий на востоке Украины. В рамках учреждённой священником миссии «Милосердие и примирение» в зону конфликта было доставлено около 7 000 тонн гуманитарных грузов. Владислав Диханов также является создателем первой в УПЦ горячей линии духовной поддержки «Надежда», которая ежегодно принимает 10–12 тысяч звонков.

  • Опубликовано в №150 от 22.08.2019 под заголовком «Если люди способны на милосердие, у народов есть будущее»
Областная газета Свердловской области