В Новоуральске 5 декабря прошла встреча представителей предприятий госкорпорации «Росатом», научного сообщества с депутатами думы Новоуральского ГО, общественными организациями и жителями города, посвящённая ввозу на Урал обеднённого гексафторида урана (ОГФУ) из Германии, который многие экологи считают ядерными отходами.
Сомнения экологов
Напомним, о проблеме вывоза урановых «хвостов» в Россию этой осенью сообщило российское отделение Greenpeace, которое утверждает, что, по данным немецких федеральных властей, с мая по октябрь 2019 года из города Гронау на Уральский электрохимический комбинат в Новоуральске было отправлено шесть железнодорожных составов по 600 тонн (50 контейнеров) с урановыми «хвостами». Всего с 2019 по 2022 год планируется отправить в Россию 12 тысяч тонн (более тысячи контейнеров) или примерно 20 железнодорожных составов. Очередной состав с ОГФУ должен прибыть в Новоуральск 9 декабря.
Урановые «хвосты» являются продуктом 7-го класса опасности, который считается невысоким. Тем не менее факт хранения на производстве обеднённого гексафторида урана вызывает опасение общественности.


Во-первых, в России уже накоплено свыше 1 млн тонн отвального гексафторида урана отечественного происхождения. Добавление к этому количеству отечественного «ценного сырья» зарубежного ОГФУ может усугубить проблему безопасности хранения.
Во-вторых, массовое использование обеднённого урана в реакторах на быстрых нейтронах намечено на период после 2030 года. Это означает, что в ближайшие десятилетия отвальный гексафторид урана не будет представлять коммерческого интереса.
В-третьих, в России до сих пор не разработаны промышленные технологии перевода отвального гексафторида урана в безопасные формы для долговременного хранения. Для решения этой проблемы предприятия Росатома закупают технологии и оборудование для конверсии ОГФУ у компании «Кожема» (Франция) – одного из поставщиков отвального гексафторида урана. Сейчас технологии переработки имеют только 4 российских предприятия, включая УЭХК.
Прояснение ситуации
На встрече с общественниками старший вице-президент по производству АО «ТВЭЛ» Михаил Зарубин задекларировал основную позицию Росатома о том, что обеднённый гексафторид урана – это «не отходы, а ценное сырьё».
На встрече с общественниками старший вице-президент по производству АО «ТВЭЛ» Михаил Зарубин задекларировал основную позицию Росатома о том, что обеднённый гексафторид урана – это «не отходы, а ценное сырьё».
– Люди, работающие на производстве в Новоуральске, прекрасно знают, как работает производство, что такое ОГФУ и что такое безопасная работа с этим продуктом. ОГФУ – это ценный продукт, это конкурентное преимущество, это наши технологии, которые позволяют использовать этот материал для топлива атомных электростанций, есть проекты использования этого сырья в реакторах будущего, – заявил Зарубин.


Отвальный гексафторид урана зарубежного происхождения рассматривается Росатомом как материал для получения плавиковой кислоты (для промышленности) и обеднённого урана (для реакторов на быстрых нейтронах) – последний может найти применение на Белоярской АЭС.
По открытым данным, Россия – единственная страна в мире, принимающая отвальный гексафторид урана из-за рубежа на переработку (дообогащение до уровня природного урана, используемого в атомной промышленности). После дообогащения на предприятиях Росатома в страну происхождения отвального гексафторида урана возвращается до 10 процентов от всего ввозимого сырья, а до 90 процентов остаётся в России. Прояснил ситуацию по безопасности переработки и хранения ОГФУ гендиректор АО «УЭХК» Александр Белоусов.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».
- Опубликовано в №266 от 07.12.2019